Департамент культуры Воронежской области
Касса театра 8(473)255-39-27
Дежурный администратор
8(473)253-16-13

Интервью Maskbook – интернет-ресурсу Фестиваля «Золотая Маска»

«Корсар» Адана — первая балетная постановка Воронежского театра оперы и балета, которая попала в поле зрение экспертного совета театральной премии «Золотая Маска», и более того, сразу получила 5 номинаций. Исполнительница партии Гюльнары Елизавета Корнеева получила номинацию «Лучшая женская роль в балете». Исполнитель партии Конрада Иван Негробов получил номинацию «Лучшая мужская роль в балете». По-традиции артисты дали интервью официальному интернет-ресурсу Фестиваля.

Интервью Maskbook – интернет-ресурсу Фестиваля «Золотая Маска»
11.03.19
Текст: Раиса Малиновская

Иван Негробов

«Корсар» — балет, к которым часто обращаются постановщики, работа над таким образом, как Конрад — обладающим целым наслоением ожиданий и стереотипов — всегда сложна. Каково вам было браться за такую партию?

Конечно, это один из самых востребованных балетов Петипа, пышный, монументальный, красивый. Я очень люблю этот спектакль, и я давно мечтал воплотить на сцене образ Конрада — неутомимого путешественника и бунтаря.

Премьеру «Корсара» в вашем театре приурочили к юбилейному году Мариуса Петипа и это — большая ответственность. Какая работа предшествовала вашему погружению в образ — искали ли вы вдохновения в исторических источниках, или, может, обратились к тексту поэмы Байрона? В каких дополнительных источниках черпали информацию?

Да, пришлось много читать, и сложно сказать вам, сколько раз я пересматривал этот балет, в том числе и реконструкцию Юрия Бурлаки для Большого театра (в 2007 году Юрий Бурлака делал там «Корсара» совместно с Алексеем Ратманским — прим. ред.). И сейчас мне приятно быть причастным к ещё одной редакции либретто — специально для Воронежского театра оперы и балета Юрий Бурлака добавил в хореографическую партитуру сцену из утерянного балета Петипа «Гентская красавица». Эта сцена появилась в спектакле не сразу — Юрий Петрович добавил её в процессе работы над постановкой. Этот эпизод превратился в любовный дуэт, лирическое адажио Конрада и Медоры в самом начале спектакля. Сцена длится всего четыре минуты, не более, но она чрезвычайно сложна. Здесь есть большие поддержки, число которых увеличивается по нарастающей от начала к концу дуэта. Таким образом, с самого начала, с первых номеров постановочной группой задаётся очень высокая планка, которой нужно придерживаться все три действия этого монументального спектакля. Небольшая передышка у нас наступает только в третьем действии, во время длинной вставной сцены «Оживлённый сад». Партия Конрада сложна, но быть Конрадом на сцене — настоящее счастье.

Конрад в «Корсаре» — герой эпохи романтизма, настоящий покоритель сердец. Но пират, корсар, всё же — разбойник. На ваш взгляд, почему женское сердце всегда так тянется к таким типажам? Какими хореографическими средствами передан его разбойничий характер?

На самом деле, смотреть «Корсара» и танцевать Конрада — разные вещи. От момента начала работы над партией, до того, как сложился цельный образ, моё видение героя пережило целый эволюционный процесс. Это первая роль разбойника для меня, и вытащить из себя какие-то брутальные черты поначалу было сложно. Даже Юрий Петрович подходил и говорил мне: «Ваня, не то!». Я пробовал и пробовал снова. И потом я даже не помню, что такое произошло, по-моему, я сильно разозлился, вышел на какой-то новый для себя эмоциональный уровень, и вдруг все поняли: это настоящий Конрад. Я в тот момент зафиксировал то своё состояние и использую его для вхождения в роль. Немного ярости корсару не помешает! А девушки, да, любят бесстрашных героев. Пусть корсар и разбойник, но он обладает силой и шармом, он способен защитить женщину, дать ей ощущение сильного покровителя рядом. Вот и весь секрет.

Конрад в спектакле дважды сталкивается с самотверженностью женщин. Способна ли любовь сподвигнуть человека на жертву в наши дни? Или мы вынуждены только наблюдать за этим явлением, реконструируя его в спектаклях?

Нет, любовь и самопожертвование во имя любви всё ещё встречаются и в наше время. Именно поэтому так важно смотреть такие спектакли, как «Корсар». Ты понимаешь, что когда-то давно жили люди и испытывали сильную любовь, как, может, испытываешь ты сейчас. Это сближает зрителя с художественным произведением, и помогает лучше разобраться в себе.

Есть ли какой-то универсальный совет начинающим зрителям балета? Может и тем из них, кто впервые решил познакомиться с этим жанром искусства с балета «Корсар»?

Да, «Корсар» один из лучших вариантов для первого похода в балет. Но не стоит относиться к этому безответственно. Всё же мой совет будет не оригинален: зрителю лучше подготовиться к походу в театр, прочитать либретто, узнать что-то интересное о постановке, о языке хореографии. Тогда спектакль предстанет перед вами в том самом ослепительном виде, для которого его и создавали Мариус Петипа и композиторы, позже воссоздал реконструктор балета Юрий Бурлака, и приложили руку уже все мы, коллектив Воронежского театра оперы и балета. И конечно, чтобы ощутить всю прелесть и очарование нашего общего творения, приглашаем вас в наш театр!

Елизавета Корнеева

Гюльнара в «Корсаре» — героиня второго плана, но говорить о ней так было бы не совсем справедливо — это девушка с характером, благородная и яркая. Близок ли по духу вам ваш персонаж?

Да, мне очень нравится эта партия, потому что каждый раз я нахожу в ней новые краски, новые эмоции. Да и по духу мне близка моя героиня, её озорной характер. Это проявляется и в хореографическом тексте: в воронежской версии Гюльнара впервые выходит в первом акте, в сцене покупки невольниц. А в третьем акте она уже выходит, как обитательница дворца паши, здесь-то она и показывает свой нрав, дерзость и сразу начинаются её вариации: очень быстрые, острые, она стреляет взглядами в адрес паши, пытаясь доказать его главной жене, что у неё появилась сильная соперница! Мне нравится этот игривый образ и характер. Гюльнара делает всё по зову сердца.

Гюльнара в спектакле переживает эволюцию от робкой влюблённой девушки до героини, идущей на роковой шаг ради любви. Этот поступок она совершает осознанно и уверенно. Как это проявляется в языке хореографии?

Да, хоть и в редакции воронежского театра Гюльнара не совершает убийство паши, но, тем не менее, остаётся её главная трагедия — она обманом, пусть и спасая Медору, становится супругой паши. При этом Гюльнара осознаёт — она ему не нужна. Не нужно убийства, когда сердце разбито. В движениях Гюльнары много восточных красок, поклонов, всего, что характеризует восточную красавицу с ярким характером. Вроде она и спасает Медору, но при этом получает свою выгоду.

Находит ли в вас отклик поступок Гюльнары, спасшей Медору от брака с нелюбимым Сеидом, вы могли бы решиться на что-то подобное?

Сам по себе образ Гюльнары мне очень близок и дорог. Я сама — девушка с восточными корнями и мне нравится эта роль. Но я не из тех, кто пытается влюбить в себя силой. Это не совсем по мне, но та страсть, с которой она стремится к любви, не может не изумлять.

По сравнению с другими персонажами, у Гюльнары меньше хореографического текста в спектакле?

Да, безусловно, Гюльнара задействована меньше, нежели Медора и Конрад, но её танцевать ничуть не легче. К примеру, на протяжении всего третьего действия Гюльнара всё время на сцене. Можно сказать, что у неё бенефис. Единственный момент, когда Гюльнара отдыхает, это Трио одалисок. Всё остальное время она на сцене, и это не только её участие в мизансценах. Она постоянно в движении, в её тексте очень много мелкой и сложной техники. Она часто озорная, бывает, злится на пашу, что тот не обращает на неё внимание. Этот образ требует решения не только сложных пластических, но и артистических задач. Один из самых любимых для меня моментов среди номеров Гюльнары — выход и pas de deux в первом акте и сольная вариация под арфу в сцене «Оживлённый сад», под очень красивую музыку. Вообще очень люблю исполнять Гюльнару и внимательно слежу за тем, как воплощают на сцене этот образ другие. Хочу верить, что я привношу в этот образ что-то своё.

Кажется ли вам справедливым сравнение масштабного полотна спектакля «Корсар» с современными кинолентами или сериалами? На ваш взгляд, в чём секрет популярности «Корсара» в наши дни?

Конечно, напрашиваются аналогии с «Пиратами Карибского моря», и почему бы нет. Этот балет популярный, потому что не скучный. Он и правда как большой, яркий фильм, где одна сцена сменяет другую. Очень много выразительных средств, бесчисленный реквизит, смена ситуаций, костюмов, красивая музыка. Одна только сцена кораблекрушения в финале чего стоит! В каждом из действий, в каждой картине сменяются декорации. Возможно, секрет успеха спектакля в том, что над его созданием трудится очень много людей, каждый из которых вносит свой свой неоценимый вклад, это не может оставить никого равнодушным.

Есть ли у вас совет для тех, кто впервые собирается на балет? На какой спектакль пойти, как подготовиться?

Не нужно сразу бежать на «Лебединое озеро», это совсем необязательно. Новичкам я бы посоветовала не идти на длинный спектакль, лучше всего для первого визита выбрать одноактный балет. Конечно, меня всегда поражает, когда люди, ещё ни разу не побывав на балете, уже утверждают, что это — скучно. Я в таких случаях всегда советую комедийный балет «Привал кавалерии». Не знаю, идёт ли он в Москве, у нас в Воронеже его можно посмотреть. Он очень смешной, на нём всегда весело всем, от мала до велика. «Корсар» тоже неплох для первого раза. Также, я уверена, зрителям в первый раз будет интересен и «Дон Кихот». Всегда приятно осознавать, что в театр приходят новые зрители.