Департамент культуры Воронежской области
Касса театра 8(473)255-39-27
Дежурный администратор
8(473)253-16-13

«Корсар» плывёт по верному курсу

В прошлом 2019 году в рамках конкурсной программы юбилейного 25-го театрального Фестиваля «Золотая Маска» на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко прошёл показ воронежской постановки балета «Корсар» А.Адана. Желающих увидеть спектакль оказалось больше, чем зрительских мест в огромном зале. Все билеты были проданы заранее.

Впервые балетная постановка Воронежского театра оперы и балета попала в поле зрение экспертного совета театральной премии «Золотая Маска», и более того, сразу получила 5 номинаций. На премию была номинирована сама постановка в категории «Лучший спектакль в балете». Автор спектакля, известный российский балетмейстер-реставратор, заслуженный артист России Юрий Бурлака удостоен номинации «Лучшая работа балетмейстера / хореографа». Исполнительница партии Гюльнары Елизавета Корнеева получила номинацию «Лучшая женская роль в балете». Исполнитель партии Конрада Иван Негробов получил номинацию «Лучшая мужская роль в балете». Главный художник театра, заслуженный деятель искусств России Валерий Кочиашвили номинирован в категории «Лучшая работа художника в музыкальном театре».

Московские зрители с энтузиазмом отнеслись к возможности увидеть одну из лучших, по мнению экспертов «Золотой Маски», региональных премьер минувшего сезона. Вместе с любителями традиционного классического искусства в зале присутствовали члены жюри фестиваля и балетные критики. Прибывшие в столицу солисты и артисты балета, артисты хора, миманса, музыканты оркестра, специалисты технических служб театра, и вместе с ними юные воспитанники Воронежского хореографического училища – все они работали с полной отдачей и подарили публике впечатляющее зрелище. Главные партии исполнили номинанты премии Иван Негробов и Елизавета Корнеева, а также ведущие солисты труппы: Марта Луцко, Михаил Ветров, Максим Данилов, Михаил Негробов, Олег Рудомёткин и др. Симфоническим оркестром театра дирижировал Станислав Вольский.

В итоге «Корсар» прошёл на достойном художественном уровне. И зрители, и большая часть критиков очень благожелательно приняли предложенную театром версию классического шедевра, наградив артистов продолжительными овациями и положительными отзывами.

Едва отгремели финальные зрительские аплодисменты, как в социальных сетях появились отклики благодарных зрителей – вот лишь некоторые цитаты:

 «Воронежцам можно позавидовать, что у них идет такой замечательный спектакль. А я, видя такую роскошь, еще раз погрустила, что сам МАМТ давно не выпускает новых полномасштабных спектаклей. Большой спасибо всей труппе Воронежского театра за доставленное удовольствие!»

«Это было прекрасно, восхитительно, великолепно, не знаю как ещё! Не могу даже ничего выделить, так как всё было перфект! Не говоря уже о солистах – я и думать забыла о такой лёгкости и изяществе!»

«Пиратской романтикой и восточно-пряным ароматом окатило в балете Корсар. Красивые декорации и костюмы превратили и без того красочный, танцевально-полифонический балет в пышный карнавал. Блистательное исполнение главных партий. Всё артистам удалось! Сегодня сошлись все звёзды!»

Авторитетные эксперты, видевшие и премьерные представления «Корсара» в Воронеже, и выступление на «Золотой Маске», на встрече с главным балетмейстером театра Александром Литягиным единодушно отметили положительную динамику профессионального роста труппы.

Но не стоит думать, что выступление региональной балетной труппы в рамках главного театрального фестиваля страны все приняли на ура. В прессе появились и вполне уместные критические замечания, и абсурдные высказывания с требованием в следующие  сезоны «Золотой Маски» постановки классических балетов из регионов не  зачислять в ранг национальных побед, несмотря на политику децентрализации, последовательно проводимую «Маской».

Стоит отметить, что вне зависимости от итогов фестиваля эта воронежская премьера стала культурным событием, вышедшим за пределы региона. Ниже приведены ссылки на рецензии, посвящённые показу «Корсара» на «Золотой Маске» от ведущих российских критиков балета и отдельно мнение члена экспертного совета Фестиваля-2019 Екатерины Беляевой.

"Провинциальных балетных театров, где происходит что-то интересное и заслуживающее внимания, на карте России крайне мало. До последнего времени новыми постановками, которые доезжали до столичных фестивалей, могли похвастаться только Екатеринбург и Пермь. В прошлом году ситуация изменилась, когда два балета-реконструкции в разных театрах поставил балетмейстер-архивист Юрий Бурлака: “Эсмеральду” в Самаре, где служит главным балетмейстером, и “Корсара” в Воронеже. Понятно, что эти премьеры выпускались в год празднования 200-летия со дня рождения Мариуса Петипа, и казалось, что приуроченных к юбилею мэтра хореографии спектаклей будет много и получится знатное соревнование, но в итоге театральных подношений Петипа оказалось до обидного мало. И они всем списком попали в номинанты премии “Золотая Маска”. Напомню, что этими спектаклями, кроме уже упомянутых, стали “Пахита” из Урал Оперы Балета и “Дон Кихот” из Театра балета имени Л.Якобсона.

Для Воронежского театра “Корсар” Юрия Бурлаки оказался не просто датским спектаклем и пропуском на столичный смотр, но и целым движением, направленным на совершенствование уровня мастерства труппы, на укрепление классического репертуара компании. “Корсар” ставился как масштабный сюжетный спектакль, где есть все – утонченная белая классика, характерные танцы, множество сольных вариаций, пантомимные эпизоды и даже старинные спецэффекты – например, буря на море. Далеко не все получилось реализовать с качеством и размахом Большого театра, где Юрий Бурлака и Алексей Ратманский показали грандиозную реконструкцию “Корсара” в 2007 году, но канва этого феерического спектакля, именно в его архаическом варианте – без так называемых конкурсных па де де, но с энергичными танцами пиратов во главе с Бирбанто, настолько крепкая, что даже в более скромном формате балет производит колоссальное впечатление и вдохновляет артистов".