Департамент культуры Воронежской области
Касса театра 8(473)255-39-27
Дежурный администратор
8(473)253-16-13

Пресс-конференция в театре 14 января 2016

16.01.2016

14 января 2016 г. в Театре оперы и балета состоялась пресс-конференция с участием творческого и административного руководства театра, ведущих мастеров сцены и представителей региональных СМИ. Со стороны театра присутствовали: художественный руководитель А.К. Огиевский, и.о. директора А.А. Арнаутов, главный балетмейстер А.А. Литягин, заведующий режиссёрским управлением Н.Л. Копытина, ведущие солисты оперной труппы: заслуженные артисты РФ А.П. Аникин, А.А. Назаров, лауреаты международных конкурсов А.Черноволос, И.Горностаев, солистка оперы Ю.Проняева, лауреаты международного конкурса: премьер балетной труппы Д.Каганер, солистка балета О.Негробова.

На пресс-конференции были подведены итоги прошедшего года, озвучены планы и перспективы развития театра на период до 2017 г. Также были затронуты вопросы в связи с опубликованным в СМИ и социальных сетях не имеющем юридической силы и не подлежащем к рассмотрению коллективным заявлением на увольнение 9-ти солистов оперной труппы. В развитии событий Ю.Проняева свою подпись под заявлением сняла. К моменту проведения пресс-конференции оставшиеся восемь солистов имеющие юридическую силу индивидуальные заявления на увольнение не подали. Пятеро из подписавших заявление солистов (лауреаты международных конкурсов С.Дюдина, Л.Солод, солисты У.Гранат, А.Иванов, Н.Немченко), по своей личной инициативе пришли на пресс-конференцию и принимали участие в от обсуждении интересующих их вопросов.

Разговор с прессой получился как никогда открытым, участники пресс-конференции подробно отвечали на все поставленные вопросы вне зависимости от того, касались ли они творческой составляющей деятельности театра или затрагивали проблемные темы.

Говоря об итогах прошедшего года и.о. директора А.А. Арнаутов сообщил, что в 2015 г. спектакли театра посетили 145,7 тыс. зрителей (планировалось 108,9 тыс.). Прибыль театра составила 33,6 млн руб. (план – 20 млн руб.), всего было показано 245 спектаклей (план – 212). В прошлом году в театре было шесть премьер (планировалось две), в этом ожидается не менее трех.

Взявший слово художественный руководитель А.К. Огиевский рассказал о дальнейших планах театра. Готовится к постановке балет «Светлый ручей» Д.Шостаковича. Этот спектакль никогда не шел на воронежской сцене и он должен понравиться зрителям заложенным в нём юмором и оптимизмом. В планах ещё один балет «Руслан и Людмила» на музыку одноимённой оперы Глинки в транскрипции Агафонникова. Своё согласие поставить балет в Воронеже дал народный артист России, лауреат Государственной премии, художественный руководитель театра «Кремлёвский балет» А.Петров. Это будет интересная сказка для зрителей всех возрастов – отметил А.К. Огиевский. Далее он упомянул о том, что в сезоне 2016-2017 гг. возможны постановки оперы «Черевички» П.Чайковского и оперы «Граф Калиостро» М.Таривердиева (к 85-летию маэстро).

Андрей Кириллович подчеркнул значимость стационарного репертуарного театра, в котором сохраняются и передаются традиции оперного и балетного искусства. В воронежском театре внедрения принципа stagione (когда набирается творческая группа на сезон) не рассматривается. Но гастролеров театр будет приглашать, это повышает посещаемость спектаклей, ведь зрителям интересно посмотреть на новое лицо, а также происходит некий творческий обмен с воронежской труппой.

Сейчас в театре полным ходом идёт работа над масштабной постановкой – оперой В.-А. Моцарта «Дон Жуан». Ставит спектакль художественный руководитель Воронежского Камерного театра и Платоновского фестиваля искусств Михаил Бычков. Солисты оперы рассказали о своём участии в репетиционном процессе. Сопрано Анастасия Черноволос сообщила, что лично для неё работа с драматическим режиссёром представляет большой интерес. Сама опера «Дон Жуан» полезна солистам, так как партии в ней очень сложные, это новая ступенька для любого вокалиста. Бычков-режиссёр требует от артистов строить образы не по принятой схеме, а исходя из собственных эмоций. Раскрывая творческую лабораторию оперного артиста, она рассказала, что традиционно перед оперным артистом ставятся задачи выйти на сцену и исполнять роль в статике. По её мнению современная опера требует большей реалистичности, натуральности действия. Конечно для исполнителя сложнее петь, скажем, и лёжа, и в подвешенном состоянии, словом, как в настоящем кино. И при этом не выпадать из образа и играть роль как актёр драматического театра. Но это новый шаг в овладении профессией. В процессе работы у неё складывается впечатление, что, несмотря на уход от стандартных для оперы мизансцен, происходящее на сцене выглядит изысканно и стильно. Её поддержал баритон Игорь Горностаев, высказав мнение о том, что артисту строить образ по предложенной режиссёром концепции «от себя» и своих эмоций крайне интересно. Бычков дает артистам большой простор для творчества, просит их импровизировать и передвигаться по сцене без четких указаний режиссера. В новой постановке перед Горностаевым стоит непростая задача, он исполняет нехарактерную для его голоса басовую партию. Солист попробовал свои силы, разучил партию и убедился, что его возможности позволяют осуществить эту работу. Сейчас он полностью погружен в репетиционный процесс.

Свои комментарии предстоящей премьеры дал Александр Аникин. В отличие от своих молодых коллег, мастер, который служит в театре более 40 лет, скептически относится к современной тенденции, по которой оперы ставят драматические режиссёры. Аникин также напомнил, что предыдущая постановка М.Бычкова в воронежской опере, осуществлённая 17 лет назад, быстро сошла со сцены. Александр Петрович с сожалением заметил, что в наше время оперных режиссёров становится все меньше. Сейчас он работает над ролью. Каков будет результат – покажет выход постановки в марте.

В контексте разговора о премьере была затронута тема того, что это дорогостоящая постановка. В настоящее время костюмы и декорации для неё изготавливаются в Москве, в частности последние на «Мосфильме». Финансирования не было и работы выполняются в долг. А необходимый нотный материал худрук оплачивал из личных средсв. «Мы хотим, чтобы премьера получилась интересной, поэтому пытаемся найти выходы из положения. Моя задача – «наладить производство» и выдать продукт – премьеру. Рассчитываем на успех и как следствие – будем подавать заявку на Президентский грант», – объяснил Андрей Кириллович. Он надеется, что успех «Дон Жуана» станет «локомотивом» для установления достойных зарплат.

О грядущих событиях, связанных с балетной труппой, рассказал главный балетмейстер А.Литягин. 20 января будет отмечаться двойной юбилей балета А.Адана «Жизель» – 175 лет постановке и 50 лет спектакль идёт на Воронежской сцене. Спектакль необычен тем, что в главных партиях выйдут молодые перспективные артисты труппы. Яна Черкашина исполнит партию Жизели, Михаил Ветров – Альберта, Максим Данилов – Ганса, Ольга Негробова – Мирты. Главный балетмейстер отметил, что Воронежский балет развивается, многие наши бывшие солисты сегодня танцуют в престижных труппах. Для того, чтобы зрители снова смогли их увидеть, с 6 по 14 февраля театр проводит фестиваль «Воронежские звёзды мирового балета». Из приглашенных артистов Большого, Мариинского и Михайловского театров хотя бы один в паре имеет отношение к Воронежу – учился или работал у нас. Артисты с удовольствием откликнулись на приглашение приехать и выступить в Воронеже. В перспективе сотрудничество театра со знаменитой примой Мариинки Дианой Вишнёвой. Ее фонд содействия развитию балетного искусства помогает молодым хореографам из регионов ставить спектакли, в том числе на произведения русских современных авторов. Диана выразила готовность сотрудничать с труппой нашего театра, это очень радостно для нас, – сообщил Александр Литягин.

После обсуждения творческой составляющей деятельности театра журналисты задали вопрос каким образом художественный руководитель намерен реагировать на коллективное заявление об увольнении солистов театра. В ответ А.К. Огиевский сказал, что в соответствии со своими должностными обязанностями он не должен реагировать на коллективные заявления об увольнении, а может рассматривать только персональные. Поскольку он лично ни с кем не конфликтовал, происходящее в театре считает рабочими отношениями – в творческом коллективе всегда есть и были недовольные. По его словам если работник намерен уволится, то это его законное право. «Но выдавливать насильно никто никого не будет. Никаких репрессий! Мне кажется, конфликт раздут искусственно, это такая игра на публику», – подчеркнул свою позицию Андрей Кириллович. «Но работа лечит и, я думаю, люди успокоятся, они же ходят ко мне на репетиции». По мнению худрука уход из труппы большой группы солистов не остановит работу театра. Недавно проходило прослушивание молодых певцов, в том числе и выпускников воронежской вокальной школы. Они могли бы работать в труппе, но сейчас нет вакансий.

Основное недовольство артистов, написавших заявление, вызвало обновление персональных повышающих коэффициентов (ППК), из-за чего некоторые солисты лишились надбавки к зарплате. По словам художественного руководителя театра, которые подтвердил и.о. директора А.А. Арнаутов, ППК в театре не обновлялись уже более года. Методика начисления ППК прозрачна. Для расчета применяются показатели качества результативности труда, установленные в рамках внутреннего контроля деятельности, к которым в том числе относятся уровень профессиональной подготовки, сложность, важность выполняемой работы, выступления на региональных, всероссийских и международных площадках, победы на международных конкурсах, профессиональное отношение к выполнению должностных обязанностей (включая опоздания, прогулы, больничные), количество сыгранных в год спектаклей. Благодаря пересчету ППК у 90% оперной труппы зарплата повысилась, у 10% стала ниже на период ближайших 3-х месяцев. Затем ППК будут пересчитаны по обновленным показателям.

Анастасия Черноволос отметила, что со времен прихода в театр ещё студенткой её квалификация и ППК не менялись ни разу и несмотря на полученные три театральные премии она продолжала работать на одной из самых низких зарплат, поэтому пересчёт ППК она воспринимает положительно. Оперный солист Александр Назаров подчеркнул, что в театре всё должны оцениваться с точки зрения таланта. Со времени прихода в театр нового художественного руководителя он отметил положительные тенденции: улучшилось звучание оркестра, партии распределяются в зависимости от возможностей артиста. Александр Алексеевич сообщил, что к нему обращались с просьбой прокомментировать факт, почему он не поддерживает солистов, подписавших заявление (Назаров известен как человек с активной гражданской позицией), он категорически заявил, что ему не интересны «битвы за свой карман».

«В балете также есть ППК, как и во всех творческих цехах. Начисляя коэффициенты, я не мог угодить всем, – выступил главный балетмейстер Театра оперы и балета Александр Литягин. – Артисты балета тоже могли бы обратиться к СМИ. Но если бы это произошло, мы не успели бы показать столько спектаклей. Нам некогда этим заниматься. Театр работает как никогда».

Худрук пояснил почему лишен ППК Назарий Немченко – за год он спел в восьми спектаклях. Но, по его мнению, Немченко очень перспективный, талантливый артист. Редко выходил на сцену Уриэль Гранат. Солист сказал, что он не никогда не отказался ни от одного спектакля и репетиции. Однако спектакли, в которых он принимает участие временно не идут на сцене театра. Выяснилось, что причина тому вызвана техническими неисправностями декораций и администрация пока не нашла возможности выделить деньги на ремонт. А.К. Огиевский пообещал найти средства на исправление декораций «Тоски» и других временно снятых с репертуара оперных постановок.

Солист Алексей Иванов заявил: «ППК – это только толчок, чтобы привлечь внимание к СМИ к нашим нищенским зарплатам» и его поддержали все без исключения присутствующие на пресс-конференции артисты.

В ответ на призывы солистов объяснить критерии оценки их профессионализма А.К. Огиевский пообещал в марте провести аттестацию, которой в театре не было уже больше пяти лет. Ее цель, по словам худрука, – «установить соответствие работников занимаемым должностям». Огиевский пояснил, что последствиями аттестации будут не увольнения, а пересмотры категорий в сторону повышения или понижения. Чтобы после аттестации снова не возникло вопросов об объективности и справедливости, в качестве экспертов будут приглашены выдающиеся оперные певцы СССР и России. Огиевский не исключил возможности присутствия на аттестации представителей СМИ.

Давая оценку деятельности художественного совета театра А.К. Огиевский сообщил, что в его состав войдут не только дирижеры и режиссеры театра, но и приглашенные эксперты. Войти в состав художественного совета театра Андрей Огиевский пригласил и.о. ректора Воронежского государственного института искусств Ольгу Скрынникову, директора Воронежского хореографического училища Татьяну Фролову и журналиста и критика Екатерину Данилову. Он пояснил, что нельзя варится в собственном соку и театру полезен взгляд со стороны. В развитии темы Андрей Кириллович обратился к представителям СМИ с предложением провести совместную акцию с их читателями, по итогам которой воронежцы выберут спектакли для включения в репертуар театра.

По ходу пресс-конференции её участники обсудили ещё ряд вопросов, включая необходимость присутствия в репертуаре оперного театра произведений русских композиторов, современные стандарты внешнего вида оперных певцов и мн. др.

Текст пресс-службы театра