Департамент культуры Воронежской области
Касса театра 8(473)255-39-27
Дежурный администратор
8(473)253-16-13

Вечер современной хореографии продемонстрирует возможности воронежской балетной труппы развиваться в различных жанрах и направлениях танцевального искусства

10.04.2018

26 апреля на сцене Театра оперы и балета зрители увидят сразу три премьеры. В рамках фестиваля «Воронежские звёзды мирового балета – 2018» пройдёт специальный проект – «Вечер современной хореографии». В проекте задействованы молодые, но уже имеющие признание в балетном мире хореографы. Вместе с главным балетмейстером Воронежского театра Александром Литягиным в качестве постановщиков выступят – главный балетмейстер Ростовского музыкального театра, лауреат международных конкурсов Иван Кузнецов и работающий по контракту солист Большого театра, хореограф, заслуженный артист РФ Андрей Меркурьев.

Кузнецов и Меркурьев решились на совместную работу в Воронеже после того, как смогли оценить потенциал балетной труппы воронежского театра. Их подкупило стремление артистов и руководства балета развиваться в различных стилях и направлениях современного танцевального искусства – от неоклассики до contemporary dance.
Откроет вечер «Бизе-сюита» на музыку Ж.Бизе в постановке Ивана Кузнецова. В 2017 году он поставил этот балет для солистов Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. На воронежскую сцену Иван Кузнецов перенёс балет совместно с известной балериной Еленой Лыткиной, которая на сей раз выступила в качестве ассистента хореографа.
Следующий балет проекта – «Болеро» на музыку М.Равеля в постановке Александра Литягина. 26 апреля зрители впервые увидят это произведение.
В финале будет показан балет «Просветлённая ночь» на музыку одноимённого сочинения А.Шёнберга, созданный Андреем Меркурьевым. Андрей Меркурьев не нуждается в особом представлении. Он хорошо известен в стране и за её пределами. Впервые Меркурьев поставил «Просветлённую ночь» в Перми на Дягилевском фестивале, потом перенёс балет в столицу и пригласил в него солистов и артистов Большого театра. И вот теперь доверил танцевать своё произведение солистам воронежской балетной труппы.
Каждый из занятых в проекте постановщиков сочиняет свою хореографию на основе школы классического балета, и это объединяет разные по стилистике спектакли. Приступая к этому проекту, авторы задумались о том, что выдающийся классический хореограф Мариус Петипа всегда шёл в ногу со своим временем, находил новые хореографические решения. И сейчас, как и в эпоху Петипа, время диктует новые эстетические принципы танца. Вечер современной хореографии представит взгляды нынешних хореографов на пути развития профессионального балетного искусства в XXI веке.
После показа балетов в театральном фойе состоится public-talk c участниками проекта. Темы для обсуждения зрители могут черпать из программы «Вечера современной хореографии».
Накануне театральной премьеры, 24 апреля в Центре Галереи Чижова состоится показ эскиза «Вечера современной хореографии» с участием постановщиков и артистов воронежской балетной труппы, который могут посетить все желающие. Начало в 16:00 часов.

Для справки:

Иван Кузнецов
Хореограф балета «Бизе-сюита» на музыку Ж.Бизе

Елена Лыткина (балерина, ассистент хореографа) о постановке:
«Хореографию балета можно назвать неоклассической. Возможно, сочиняя его, Иван Кузнецов вдохновлялся творчеством одного из своих любимых хореографов – Джорджа Баланчина. Поскольку любой балет рождается из музыки, визуально это произведение совпадает с классической утончённой музыкой Бизе. Но за лёгкостью восприятия скрыта сложность хореографии Кузнецова. Постановщик целенаправленно ушёл от оркестрового сопровождения. Балет идёт под звуки фортепиано для того, чтобы подчеркнуть камерность данного произведения и не перегружать его мощью звучащего оркестра. Изначально Кузнецов выбирал между двумя названиями: «Осенняя сюита» и «Бизе-сюита». Почему «Осенняя»? Музыка диктует лёгкое, воздушное настроение, и если ассоциировать её тональность с природой – это, скорее, ранняя осень. Но хореограф в итоге назвал балет «Бизе-сюита», подчеркнув связь современного произведения с великим классическим композитором».

В настоящее время Иван Кузнецов – главный балетмейстер Ростовского музыкального театра.
Работал со знаменитыми педагогами различных балетных школ: Парижской оперы (Opera Garnier), Большого и Мариинского театров, Венской оперы, New York City Ballet (труппа Дж. Баланчина).
В 2016 году начал деятельность в качестве балетмейстера-постановщика с постановки номера для Новосибирского хореографического училища. В 2017 году представил публике два балета «Feeling (Чувство)» (Ф.Гласс) и «Бизе-сюита» (Ж.Бизе), совершенно разных по стилю, оформлению и музыке, а также па-де-де «Ромео и Джульетты» и «Бизе-сюиты» из одноименных одноактных балетов.
В 2006 году окончил Московскую государственную академию хореографии (по классу премьера Большого театра Юрия Васюченко).

С 2006 по 2008 годы был артистом балета в Венской государственной опере.
С 2008 по 2009 годы – солист балета Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
С 2009 по 2017 годы – премьер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Являлся продюсером, художественным руководителем, хореографом проекта «Sila Production».

В качестве приглашенного солиста выступал в Неаполе, Берлине, Москве, Астрахани, Владивостоке и Одессе.
С труппой Новосибирского театра оперы и балета гастролировал во Франции, Таиланде, Южной Корее, Испании, Китае.

Александр Литягин
Хореограф балета «Болеро» на музыку одноимённого сочинения М.Равеля

Александр Литягин о постановке:
«Болеро Равеля натолкнуло меня на мысль провести зрителей по кругам бездонного виртуального зала, собравшего произведения мирового искусства. Но это будет не поэтапная экскурсия от какого-то одного более раннего стиля к последующему, а столкновение различных, иногда полярных эпох и стилей. Сюжет построен на конфликтах между вечным и сиюминутным, между началами созидающими и разрушающими. Контрасты становятся резче по мере нарастания энергии, исходящей от музыки. Чем в итоге обернётся противостояние? Надеюсь, зрители найдут ответ на этот вопрос посмотрев спектакль».

С 2014 года Александр Литягин – главный балетмейстер Воронежского государственного театра оперы и балета.
Автор идеи и художественный руководитель балетного фестиваля «Воронежские звёзды мирового балета» (2016, 2017, 2018).
Работал с известными хореографами – Борисом Эйфманом, Владимиром Васильевым, Михаилом Лавровским, Юрием Смекаловым.
Был ассистентом Генриха Майорова на постановке балета «Чиполлино» (2014), Андрея Петрова на постановке балета «Руслан и Людмила» (2016), Юрия Бурлаки на постановке балета «Корсар» (2018) в ВТОиБ.
В качестве балетмейстера-постановщика осуществил для воронежской труппы постановки модерн-балета «7 историй из жизни. 7 смертных грехов» (2015), балета-сказки для детей «Красная шапочка» (2015), крупных театральных проектов, таких как гала-концерты, творческие вечера ведущих солистов балета и др. Поставил танцевальные номера в премьерных спектаклях театра сезона 2016-2017 годов: опере «Дон Жуан» В.-А. Моцарта, оперетте «Здрасьте, я Ваша тётя!» О.Фельцмана, концерте «Возрождение любви» и др.

Заслуженный артист Воронежской области (2017)
лауреат XVI международного конкурса классического и современного балета «Эллада» (Греция, 2014)
дипломант I Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов (2013).

В 2002 году окончил с отличием Воронежское хореографическое училище и был приглашен солистом балета в Санкт-Петербургский государственный академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана.
С 2004 года – ведущий солист балета Воронежского государственного театра оперы и балета. За годы работы исполнил все главные партии балетного репертуара от классики до модерна.
Принимал участие в гастролях Воронежского театра оперы и балета по стране и за рубежом: в США, Канаде, Китае.
В качестве приглашенного солиста выступал с коллективами ведущих театров России во многих странах мира, в том числе в Италии, Германии, Испании, Греции, Мексике и др.

Андрей Меркурьев
Хореограф балета «Просветлённая ночь» на музыку одноимённого сочинения А.Шёнберга

Андрей Меркурьев о постановке:
«Что касается «Просветленной ночи» Шёнберга, я долго не знал, как к ней подступиться. Только вслушиваясь в музыку ещё и ещё, я начал ее чувствовать и нашел, как мне кажется, нужный язык. Изначально я поставил этот балет в Перми на Дягилевском фестивале, потом перенёс балет в столицу. Секстет Шенберга написан на стихотворение Рихарда Демеля, и в музыку заложена определенная история, которую я как хореограф трансформирую по-своему. Но мне не хотелось бы раскрывать, как именно — интересно оставить зрителям возможность и пространство для интерпретации. Надеюсь, что публика оценит, какое это красивое сочинение».

Работающий по контракту солист Большого театра, а до этого премьер Мариинского и Михайловского театров, Андрей Меркурьев перетанцевал всю классику, заслужил репутацию одного из лучших в отечественном балете партнёров. С 2014 г. в качестве балетмейстера-постановщика осуществляет постановки балетов в крупнейших театрах России и ближнего зарубежья.
Работал с известными хореографами – Начо Дуато, Джоном Ноймайером, Аллой Сигаловой, Алексеем Ратманским, Уильямом Форсайтом, Матсом Эком, Иржи Килианом и др.
Шесть раз был номинирован на «Золотую Маску» – это рекордное количество номинаций на одну персону.
Выступал на сценах «Гранд-опера» («Опера Гарнье») в Париже, Королевского театра Ковент-Гарден в Лондоне, Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Центра исполнительских искусств им. Джона Кеннеди в Вашингтоне, Национального центра исполнительских искусств в Пекине, Центра исполнительских искусств Бунка Кайкан в Токио.

Заслуженный артист Российской Федерации (2014);
заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания (2008);
лауреат российской Национальной театральной премии «Золотая Маска» за лучшую мужскую роль в балете (2005);
лауреат Премии Леонида Мясина (Позитано, Италия, 2008);
лауреат Международного конкурса молодых артистов балета в Казани (II премия), 2001 год; лауреат Открытого конкурса артистов балета России «Арабеск» в Перми (II премия), 2000 год.

В 1996 году окончил Уфимское хореографическое училище.
В 1996 – 97 годах работал в Государственном театре оперы и балета Республики Коми.
В 1997 – 2001 годах – солист балетной труппы Санкт-Петербургского государственного академического театра оперы и балета имени М.П. Мусоргского (Михайловский театр).
В 2001 году перешел в труппу Мариинского государственного академического театра.
С 2006 года работает в составе труппы Большого театра. С 2016 – солист, работающий по контракту.

В 2009 году дебютировал на сцене драматического театра в хореографической новелле Аллы Сигаловой «Бедная Лиза» на музыку одноименной оперы Леонида Десятникова, где исполнил роль Эраста. Его партнёршей стала звезда российского кино и театра Чулпан Хаматова.

В 2012 году учредил именную стипендию для учащихся Башкирского хореографического колледжа им. Рудольфа Нуреева. Учредил именной приз «За правду образа, эмоциональность и выразительность» Международного конкурса артистов балета им. Екатерины Максимовой «Арабеск».

Интервью хореографов А.Литягина и А.Меркурьева журналу «Культура ВРН»