Департамент культуры Воронежской области
Касса театра 8(473)255-39-27
Дежурный администратор
8(473)253-16-13
Александр Александрович Литягин

Александр Александрович Литягин

Художественный руководитель – главный балетмейстер Воронежского государственного театра оперы и балета,
заслуженный артист ВО, лауреат международного конкурса.

Окончил с отличием Воронежское хореографическое училище в 2002 году – класс А.Дубинина. В настоящее время проходит обучение на балетмейстерском факультете Московской государственной академии хореографии.

В качестве солиста балета работал в Театре Балета Бориса Эйфмана, Ростовском музыкальном театре. В 2004 был приглашён ведущим солистом балета в труппу Воронежского театра.

В Воронежском государственном театре исполнял главные партии в спектаклях классического и современного репертуара:
Принц Зигфрид, Ротбарт («Лебединое озеро» П.Чайковского, хореография М.Петипа, Л.Иванова, К.Сергеева); Граф Альберт («Жизель» А.Адана, хореография Ж.Коралли, Ж.Перро, М.Петипа, постановка К.Тер-Степановой); Принц Щелкунчик («Щелкунчик» П.Чайковского, хореография В.Вайнонена, постановка Н.Валитовой); Базиль («Дон Кихот» Л.Минкуса, хореография А.Горского); Шахрияр («Тысяча и одна ночь» Ф.Амирова, балетмейстер Н.Назирова); Коррехидор («Кармен-сюита» Ж.Безе-Р.Щедрина, хореография А.Алонсо); Ромео («Ромео и Джульетта» С.Прокофьева, хореография Л.Лавровского в редакции М.Лавровского); Макбет, король Дункан («Макбет» К.Молчанова, хореография и постановка В.Васильева); Принц («Золушка» С.Прокофьева, хореография и постановка В.Васильева); Артынов («Анюта» на музыку В.Гаврилина, хореография и постановка В.Васильева); Вакх («Балетные шедевры в оперной классике», постановка и хореографическая редакция В.Васильева); Солист («Вечер современной хореографии» творческая мастерская В.Васильева); Данила («Каменный цветок» С.Прокофьева, постановка Ю.Мартыновича); Вожак («Барышня и хулиган» Д.Шостаковича, хореография К.Боярского, постановка В.Сычева); Обольститель – хозяин «Элит-клуба» («Ангелы смерти», хореография и постановка О.Игнатьева); Граф Резанов («Юнона» и «Авось» А.Рыбникова, хореография и постановка О.Игнатьева); Солист («7 историй из жизни. 7 смертных грехов», хореография и постановка А.Литягина).

Принимал участие в гастролях ВТОиБ по стране и за рубежом: в США, Канаде, Китае. В качестве приглашенного солиста выступал с коллективами ведущих театров России во многих странах мира, в том числе в Италии, Германии, Испании, Греции, Мексике и др.

В качестве солиста балета работал с известными хореографами – Борисом Эйфманом, Владимиром Васильевым, Михаилом Лавровским, Юрием Смекаловым и др.

Лауреат XVI международного конкурса классического и современного балета «Эллада» (Греция, 2014, 1-я премия), Дипломант I Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов (2013).

Имеет почётное звание «Заслуженный артист Воронежской области» (2017).

Лауреат профессионального приза в области балета «Душа танца» в номинации «Рыцарь танца» (2020).

В 2014 возглавил балетную труппу ВТОиБ.

Автор хореографии и постановщик балетов: модерн-балет «7 историй из жизни, 7 смертных грехов», модерн-балет «Болеро» на муз. одноимённого произведения М.Равеля, одноактный балет «Как без рук» на муз. Е.Подгайца, одноактный балет по мотивам поэзии О.Мандельштама на муз. Stephen McKeon – специальный проект фестиваля «Мандельштамфест-2019» (Воронеж), балет-сказка «Красная Шапочка» В. Горянина.

Был ассистентом на постановках в ВТОиБ – Генриха Майорова на постановке балета «Чиполлино» (2014), Андрея Петрова на постановке балета «Руслан и Людмила» (2016), Юрия Бурлаки на постановке балетов «Корсар» (2018) и «Спящая красавица» (2019).

Автор идеи и художественный руководитель фестивальных проектов:
Театральный фестиваль «Балетные шедевры Прокофьева на воронежской сцене» (2016, Воронеж), Межрегиональный балетный фестиваль «Воронежские звёзды мирового балета» (2016, 2017, 2018, 2019, Воронеж), Всероссийский фестиваль балета к творческому юбилею народного артиста СССР и РФ Владимира Васильева (2018, Воронеж), первый в Черноземье Фестиваль современной хореографии «RE:Форма танца» (2019, Воронеж).
Осуществил постановки ряда театральных проектов, таких как гала-концерты, творческие вечера ведущих солистов балета, танцевальные номера в премьерных спектаклях и др. Сотрудничает с региональными творческими союзами и организациями. В качестве постановщика хореографических номеров был неоднократно приглашён для участия в региональных фестивалях, конкурсах, общегородских мероприятиях, телепроектах и т.п. В 2020 ведущие солисты воронежской балетной труппы вместе с А.А.Литягиным в качестве балетмейстера-постановщика и педагога-репетитора приглашены к участию в телевизионном балетном конкурсе «Большой балет» на федеральном телеканале «Россия Культура».

В качестве главного балетмейстера принимал участие в организации гастрольной и фестивальной деятельности воронежской балетной труппы:
Международный Платоновский фестиваль искусств (2015, Воронеж).
Международный детский театральный фестиваль Маршак (2015, 2016, Воронеж).
VI международный фестиваль в Гуанчжоу (2016, Китай).
Фестиваль «Летние балетные сезоны 2017» (2017, Москва).
Второй фестиваль балета в Ярославле «Эстетика танца» (2018, Ярославль).
XXV фестиваль спектаклей-номинантов Национальной театральной премии «Золотая Маска» (2019, Москва).
III Международный фестиваль «Шкинь-опера» (2019, Коломна).

Под руководством Александра Литягина был осуществлён качественный рывок в развитии воронежского балета от рядовой провинциальной труппы до нового культурного бренда региона, известного в масштабах всей страны. Сегодня воронежская балетная труппа включает в свой репертуар сложнейшие спектакли без купюр и упрощений; проводит ежегодно собственные балетные фестивали, где провинциальные артисты выступают в партнёрстве со звёздами российского и мирового балета; сотрудничает с именитыми балетмейстерами; выигрывает гранты на новые постановки и творческие проекты; приглашается на Всероссийские музыкальные фестивали и самое важное – собирает залы в своём родном театре. Выбранная главным балетмейстером концепция дальнейшего развития воронежского балета идёт в ногу со временем и заключается в сохранении текущего репертуара, совершенствовании классической подготовки артистов и освоении классическими танцорами современной хореографической лексики.

В августе 2020, оставаясь в должности главного балетмейстера, принял на себя художественное руководство театром.

Публикации в СМИ