Департамент культуры Воронежской области
Касса театра 8(473)255-39-27
Дежурный администратор
8(473)253-16-13

Ангелы смерти

модерн-балет на музыку в стиле «техно»

Модерн-балет «Ангелы смерти» – остросоциальный творческий проект, направленный против употребления наркотиков. В этом современном спектакле остаются незыблемыми принципы классического балета. Сама идея в «Ангелах смерти» та же, что и в классических произведениях: спасти человеческое в человеке, победить зло, в данном случае, наркотики.

О спектакле:

Постановка 2004 года.

Балетмейстер Олег Игнатьев о своей постановке (интервью 2011 года):

«Сюжет актуален, ведь тема наркотиков сейчас волнует всех – и запад, и восток, и Россию тем более. Замалчивать ее нельзя, гибнут люди, целые поколения, дети, поэтому я написал оригинальное либретто и решил через язык пластики поговорить со зрителями на эту тему. Балет на социальную тематику в искусстве не новость, например, великий хореограф Морис Бежар обращался к проблеме СПИДа, он поставил балет «Дом священника». Но о наркотиках средствами хореографии еще не говорили. Впервые я поставил балет «Ангелы смерти» в Воронежском театре оперы и балета в 2004 году, и он до сих пор идет на сцене.
В «саунд-треке» балета – музыкальные фрагменты, в том числе и не относящиеся к стилю «техно», разных авторов. Среди них есть, например, Rammstein, Gregorian, Астор Пьяцолла, Мерлин Менсон. Звучит много песен Виктора Цоя, поскольку его композиции «Группа крови», «Звезда по имени Солнце», «Перемен», «Мама, мы все тяжело больны» тематически соотносятся с происходящим на сцене. «Техно» – современная жёсткая музыка, в данном случае широкое понятие, которое имеет отношение скорее к пластике движений.»

Краткое содержание

Действие происходит в конце 80-х  начале 90-х годов прошлого столетия.

Молодежь – радостная, непредсказуемая, неуправляемая. Они развлекаются, танцуют, дышат полной грудью. У них свои интересы, стремления, желания, манера поведения. Главные герои – Юноша и Девушка – встретились и полюбили друг друга. И, как в классической истории, в их отношения вмешивается Обольститель. Отчаявшись завладеть вниманием Девушки, он прибегает к последнему средству, опьяняющим наркотикам. Наркотики и их предводитель – Смертельный вирус одурманивают молодёжную компанию на дискотеке.
Обольститель увозит одурманенную Девушку в принадлежащий ему «Элит-клуб». Юноша остаётся в наркотическом сне. Очнувшись, он устремляется на поиски своей единственной возлюбленной. На пути он встречает Ангелов Смерти, возглавляемых Смертельным Вирусом, и они берут его в свои страшные объятья, из которых уже нельзя выбраться.
Обольститель и Девушка появляются в ночном клубе. Здесь вечно длится шоу, в котором жизнь ничего не стоит. В вихре танца Обольститель увлекает Девушку. Но Смертельный Вирус – очень опасный союзник. Вместе с Наркотиками он затягивает всех в свою смертельную пляску.
Но влияние зелья рано или поздно заканчивается, а пробуждение болезненно. Время от времени то Юноша, то Девушка приходят в себя от наркотического сна. Главные герои тянутся друг к другу, но смертельный вирус уже поселился в их крови.
Между Обольстителем и Юношей разгорается непримиримая вражда, переходящая в массовую драку. Прибывшие сотрудники ОМОНа разгоняют притон. Главные герои попадают из тюремной клетки в психиатрическую лечебницу. Картина поистине печальна: тинэйджеры бледными тенями бродят по сцене под пристальным присмотром психиатров. Появляются санитары, на их носилках мертвые юноша и девушка.
Души влюблённых исполняют последний танец, танец смерти. Он трогателен и печален, им уже никогда не быть вместе, а ведь они просто хотели быть счастливыми. Но за сиюминутное удовольствие была заплачена самая дорогая цена – жизнь.
Группа молодых людей, принимавшая наркотики, поначалу глубоко скорбит о потере. Но с нарастанием музыки из глубин их сердец поднимается ярость. Никакие острые ощущения от принятия зловредного зелья не заменят то, что теряется вместе с ним! И молодежь протестует: они поднимаются с колен, выходя из порочного круга, и начинают исполнять танец жизни. Для них это великое очищение, к которому они смогли прийти только через потерю.

Рецензия на спектакль

Текст: Марина Ананских (2016 год)

Модерн-балет на музыку в стиле «техно» «Ангелы Смерти» в репертуаре Воронежского театра оперы и балета занимает особую нишу. Это не просто современный балет, а некое эмоционально-поучительное действо, кусок из жизни, вырванный балетмейстером Олегом Игнатьевым и воплощенный в движениях и музыке.
Тема наркотической зависимости уместна скорее для криминальной сводки, а не для театра. Но, посмотрев балетный спектакль «Ангелы смерти» понимаешь, что бороться с этим смертельным недугом общества можно и с помощью искусства балета. Музыка, костюмы и движения танцоров переносят нас в далекие 80-е и 90-е годы. Но беда под названием наркотики, увы, сегодня актуальна как никогда.
На сцене Воронежского театра этот балет идет уже более 10 лет, но каждый раз после модерн-балета «Ангелы смерти» зрители восхищаются мастерством и талантом танцовщиков. Кто же такие «Ангелы смерти»? Что продают в ночных клубах? Кто такой Обольститель, и зачем ему нужны наркотики?
Мир живёт в состоянии непрекращающегося движения. У каждого свой путь, свои цели, свой танец. В мире суматохи Парень и Девушка встречают друг друга и безоглядно влюбляются. Но после внезапного появления на сцене Ангелов Смерти переворачивается вся их жизни. Из двух влюбленных они превращаются в наркозависимых людей, которым чужд прежний мир. Каждый укол с наркотиками заставляет их чувствовать себя, как им кажется, свободнее, но с каждым уколом они все больше становятся рабами своих инстинктов и зависимыми от дозы. Постепенно, в их жизни начинают появляться кто-то или что-что стремящееся разрушить их любовь: Обольститель – владелец «Элит-клуба», Смертельный вирус, Хозяйка ночного клуба и т.д. Здесь нечего додумывать – все эти люди и обстоятельства убивают молодые жизни тяжелыми вирусами. Проблема употребления наркотиков есть, но у нее нет решения… Однако пара сопротивляется. Но борьба с наркотиками отнимает у них не только силы, но и время. Кажется, что они остановились, но, лишь на мгновение. И все повторяется снова. Их жизни никогда уже не будут прежними. Исход один – они умирают…
Строгие черты лиц артистов отражают все чувства глубокой печали, трагедии, любви и волнения. Их движения точны и не требуют комментариев. Наркотики – это не просто убийство тела, это убийство души, любви, всего того, что делает человека человеком. Музыкальное сопровождение усиливает эмоциональный накал, и уже тяжело отключиться от происходящего на сцене.
А как же принимают модерн-балет зрители? Они не просто поражены игрой и мастерством танцовщиков, они ошарашены неприкрытой правдой жизни. Стук «Ангелов Смерти» может раздаться в любом доме. И этот балет учит нас не сдаваться, а продолжать борьбу с наркоманией и наркобизнесом. Но хватит ли у человека на это сил, ведь говорят, что бывших наркоманов не бывает? И только если в душе каждого из нас будет крепнуть любовь и неприятие всего, что губит ее, с этой проблемой можно будет совладать.

Интервью с исполнителями: лауреатами международного конкурса Ольгой Негробовой и Александром Литягиным, Максимом Даниловым

Текст: Алла Ключанцева (2016 год)

Мы – начинающие журналисты получили задание взять интервью у исполнителей главных партий в модерн-балете «Ангелы смерти». Этот спектакль много лет стоит в репертуаре Воронежского театра оперы и балета. Визит за кулисы в театр мы начали с интервью у исполнительницы главной роли Ольги Негробовой. Разговор проходил в гримёрной комнате артистки. Ольга мягко проскользнула вдоль небольшой вытянутой комнаты и так же, плавно, но невероятно быстро приземлилась на один из многочисленных стульчиков, вытянув ноги. Необычно так вытянув, что на первый взгляд ступня и носок являлись полноценными продолжениями тоненькой, обтянутой джинсами ножки.
Пришедшие со мной девушки тут же атаковали Ольгу вопросами. Тяжело было улавливать их суть и суть следующих за ними ответов и одновременно сидеть и смотреть за плавными, словно случайными, но на самом деле отточенными за годы ежедневных тренировок движениями: плавный поворот головы, мягкие движения руками. Все точное, но такое изящное…
– Какие эмоции вы испытываете сейчас, перед выступлением, где Вам предстоит сыграть главную роль?
Девушка скромно пожимает плечами:
– Это мой второй выход… и да, я волнуюсь. В это тяжело поверить, но повторить сделанное однажды гораздо сложнее. Но у нас в труппе отличные ребята. Я уверена, что они помогут, если что, скрыть от зрителей неожиданные казусы.
– А как ваши родители относятся к Вашей работе? В частности, когда Вы исполняете главные роли?
– Весьма положительно. Правда… Спектакли бывают разные: с хорошими и плохими концами. «Ангелы Смерти», безусловно, относятся ко вторым, ведь оба главных героя в конце умирают. Вот такие представления моя мама не любит: говорит, приходит и с ужасом наблюдает, как моя героиня погибает на сцене.
– Безусловно, каждое представление вытаскивает из зрителей огромное количество эмоций. Можете рассказать об этом контакте с ними? Особенно, в «Ангелах Смерти»?
– Мы танцуем для публики, это естественно. И стремимся передать им все, что испытываем сами в момент танца. Сегодняшний балет… несомненно, он вызывает огромное количество эмоций как у взрослых, так и у подростков. Но, на мой взгляд, его проблема в том, что он устарел. Мы танцуем под музыку конца прошлого века и, боюсь, однажды он перестанет интересовать молодую публику именно по этой причине. Думаю, об этом стоит задуматься уже сейчас…
Оставляем Ольгу подготовится к выходу на сцену и идём знакомиться с другими главными героями спектакля. Нас уже ждёт Максим Данилов. Еще один спуск по лестнице. И все мы оказываемся в небольшом темном помещении, практически полностью заставленном бутафорской мебелью.
Несколько секунд Максим, не слушая наши возгласы, что сойдет и в темноте поговорить, пытается найти выключатель. Видимо, это занятие ему быстро надоедает, и он шумно плюхается в ближайшее кресло, тут же ставя локти на колени и с огромным вниманием глядя на нас. А мы на него… Немая сцена…
Когда общаешься с профессионалами в балете, кажется, сложно остаться равнодушным. Попадаешь во власть энергетики, что несут эти люди.
Вот и сейчас… Если от Оли буквально веяло невероятной легкостью, хрупкостью и мягкостью, то от Максима шел огромный поток силы, грации, гибкости…
Мы знаем, что сегодня Максим Данилов – второй из главных героев «Ангелов Смерти», исполняет роль Юноши.
– Вы в первый раз выходите в этой роли на сцену? – наконец, нам удается заговорить.
– Да, в первый.
– Какие ощущения перед выступлением?
– Страх и волнение, конечно. Такое… «взбудараженное». Буду ходить так вплоть до того момента пока не придет время выходить на сцену, это точно. А вот на сцене… Я должен буду забыть, что я – Макс, что только что волновался. Главное станет – исполнить свою роль «от и до».
– А как вы относитесь к теме, которая поднимается в спектакле?
– Как? Положительно, конечно. Мне кажется, правильно проводить пропаганду против наркотиков через искусство. Главное, чтобы люди на нее реагировали. Ведь мы работаем для зрителей.
На этом мы отпускаем Максима готовиться к выступлению. Ведь скоро первый звонок. Но Театр Оперы и Балета – это невероятное место, в котором люди, видимо, чувствуют на подсознательном уровне, кто и где их ждет. Ведь буквально через пару секунд после ухода Максима в затемненном коридорчике появляется еще одна высокая фигура уже не парня, а молодого мужчины. Он по нашей просьбе подходит и усаживается на освободившееся кресло.
Александр Литягин – балетмейстр Воронежского Театра Оперы и Балета, великолепный танцовщик, исполнитель огромного количества главных партий в самых различных спектаклях. В «Ангелах Смерти» он играет третью главную роль – коварного Обольстителя.
В то, что именно этот человек получил вышеназванную роль, поверить не то, что легко, а сложно не поверить. Перед нами сидел статный мужчина, уверенный в себе, в каждом своем действии. Энергетика этого танцора – лидерство, бесспорное и естественное.
– Александр, что вы можете сказать по поводу «Ангелов Смерти»?
– Это – не классика, как «Лебединое озеро» или «Щелкунчик». Это – актуальный социальный рок-балет, поднимающий серьезную проблему. Сегодня он интересен зрителю.
– Долго этот рок-балет проживет еще на нашей сцене?
– Могу сказать честно – лет пять, не больше. Конечно, воронежский зритель не привык к достижениям современной хореографии, но в спектакле задействованы движения танца 80-х годов, плюс – музыка постепенно теряет свою популярность. Это означает, что рано или поздно публика потеряет к нему интерес. Можно что-то модернизировать, конечно, прямо сейчас, например – заменить музыку. Но в любом случае, тогда это будет уже совсем другой рок-балет, с совершенно другим названием.
– У вас достаточно молодые партнеры по спектаклю. Да и вообще, в балете участвует большое количество студентов. Не смущает и не пугает неопытность?
– Не смущает. Каждый может ошибиться на сцене, и это мало зависит от опыта. А молодость других исполнителей… Приятно работать с людьми, у которых на уме нет еще автоматики, действий по инерции. У них горят глаза, они хотят танцевать и хотят, тем самым, общаться со зрителем. Это – главное, на мой взгляд.
– Кстати, насчет взаимодействия со зрителем. В вашей балетной жизни были случаи «неблагодарной» публики?
– Когда ты находишься на сцене, а зритель в зале, естественно, видны все его эмоции и переживания. И это заметно не только по силе аплодисментов. Порой – в зале может быть тишина, а все сидят, затаив дыхание… Все это понимание приходит с опытом. Ну и, конечно, желание танцора балета исполнить свою роль на отлично имеет огромное значение.
Удивительная вещь – нам удалось пообщаться, приоткрыть души трех главных героев одного спектакля – и они оказались совершенно разными людьми. Разные натуры, характеры, поведение…
Не верилось потом, наблюдая за их единым, слаженным выступлением, что сейчас на сцене три таких непохожих друг на друга человека.
А перед нашими глазами развернулась печальная история любви, сломанной по воле любовного треугольника.
И, знаете, совсем не любовь наркодилера – «лишнее звено» этой сложной геометрической фигуры. Одинаково крепко Юноша и Девушка любили друг друга, с такими же равными по силе чувствами они относились к третьему звену. Вот только кто сыграл его образ – Обольститель или Смертельный Вирус – об этом нужно хорошо подумать.

Продолжительность: 1 ч. 40 мин.
Возраст зрителей: Купить билет Онлайн
Постановщики:
  • Либретто, хореография, сценография и постановка – лауреат Государственной премии, народный артист Бурятии, лауреат международных конкурсов хореографов Олег Игнатьев (Санкт-Петербург).
  • Педагоги-репетиторы: заслуженные артисты РФ Людмила Масленникова, Пётр Попов

Галерея

Ангелы смерти Ангелы смерти Ангелы смерти Ангелы смерти Ангелы смерти Ангелы смерти Ангелы смерти Ангелы смерти Ангелы смерти Ангелы смерти