Департамент культуры Воронежской области
Касса театра 8(473)255-39-27
Дежурный администратор
8(473)253-16-13

Жизель

балет в 2-х действиях

Балет «Жизель» французского композитора Адольфа Адана – жемчужина классического репертуара, едва ли не самый знаменитый балетный спектакль в мире. Его премьера состоялась в 1841 году на сцене парижской Grand Opera. Адан сочинял музыку балета в содружестве с поэтом Теофилем Готье. В основу сюжета была положена старинная легенда о «виллисах» – невестах, умерших до свадьбы. В работе над сценарием участвовали известный либреттист Жюль Сен-Жорж и балетмейстер Жан Коралли. Активное участие в постановке балета принял талантливый танцовщик Жюль Жозеф Перро. Его балетная карьера не удалась. Тем не менее, ученица и супруга Перро, итальянская танцовщица Карлотта Гризи была признана выдающейся балериной. Именно для нее танцовщик и хореограф Перро и сочинил партию Жизели. «Жизель» появилась в годы расцвета романтизма в европейском искусстве и сыграла огромную роль в дальнейшей судьбе этого направления в музыкальном театре.
В 1842-м году, «Жизель» была поставлена на сцене петербургского Большого театра французским балетмейстером Антуаном Титюсом Доши. Спустя шесть лет приехавшие в Петербург Перро и Гризи привнесли в спектакль новые краски. Следующую редакцию балета для Мариинского театра в 1884 году осуществил великий балетмейстер Мариус Петипа. Именно его хореографическое прочтение «Жизели» признано во всем мире безусловным шедевром классического балета. Позднее уже в советское время этот балет с незначительными изменениями прочно обосновался в репертуарах практически всех театров оперы и балета страны.

О спектакле:

Постановка 1993 года.

На сцене Воронежского театра оперы и балета «Жизель» впервые появилась в 1966 году. Эту постановку осуществил молодой хореограф Геннадий Малхасянц (впоследствии – главный балетмейстер театра). Первыми исполнительницами партии Жизели стали: народная артистка РСФСР Набиля Валитова и Нина Кондратьева. Графа Альберта танцевали Яков Лившиц, Юрий Соловьев. Повелительницу виллис Мирту исполняла Лариса Ефимова. У воронежской «Жизели» сложилась долгая и счастливая история. В 1993 году ленинградским хореографом заслуженной артисткой РФ Ксенией Тер-Степановой была осуществлена новая постановка балета. В разные годы в балете танцевали выдающие мастера воронежской сцены. Артисты неоднократно выезжали с постановкой на гастроли по России и в страны Европы и Америки. Партию Жизели исполняли: народные артистки РФ Марина Леонькина, Татьяна Фролова, заслуженная артистка РФ Сания Куртосманова, заслуженный работник культуры РФ Татьяна Колесниченко, Тамара Хатунцева. В роли Альберта на сцену выходили: народный артист РФ Анатолий Головань, заслуженные артисты РФ Владислав Иванов, Михаил Негробов, заслуженный артист УССР Владимир Сычёв. Запоминающиеся образы создавали залуженные артисты РФ Людмила Масленникова (Мирта), Пётр Попов (Ганс) и многие другие.

Пресса о спектакле

«Жизель» в Воронеже: как балет прожил полвека на сцене театра
Медиахолдинг «РИА-Воронеж», 22.01.2016
Текст: Олеся Шпилёва

На сцене Воронежского театра оперы и балета «Жизель» впервые появилась в 1966 году. Постановку осуществил молодой хореограф Геннадий Малхасянц (впоследствии – главный балетмейстер театра). Во время перестройки «Жизель» была ненадолго снята с репертуара Театра оперы и балета, но в 1993 году ленинградский хореограф, заслуженная артистка РСФСР Ксения Тер-Степанова осуществила новую постановку балета.
Ветеран воронежской сцены Анатолий Головань признался, что увидел «Жизель» на сцене Оперного, когда еще учился в хореографическом училище.
– Мне тогда было 18 лет. Конечно, я мечтал станцевать многие партии – и Дон Кихота, и Корсара, и Щелкунчика. Но когда я посмотрел «Жизель», я стал буквально грезить партией Альберта, – рассказал Анатолий Головань. – Хотя по амплуа мне больше подходит Ганс – это более героическая партия, а Альберт – романтическая. Когда я попал в театр, я никогда не танцевал в кордебалете, мне сразу начали давать небольшие партии. И в 1972 году наш главный балетмейстер Геннадий Малхасянц предложил мне станцевать Альберта. Я был просто счастлив. Конечно, Альберт стал этапной ролью для меня. Я исполнял эту партию в воронежском театре 18 сезонов.
По словам Анатолия Голованя, мистический балет «попал в струю» романтических настроений 60-70-х годов. История о Жизели, восставшей из мертвых, чтобы защитить своего возлюбленного, хотя он и предал ее, многих зрителей доводила до слез.
– Понятно, когда люди плачут в драматическом театре или на операх. Но чтобы плакали на балете – такое я видел впервые, – сказал Анатолий Головань. – Конечно, здесь мастерство наших солистов легло в благодатную почву – само либретто, такое романтическое, не могло не понравиться публике. Но все-таки достичь катарсиса в балете, где артист передает все исключительно пластикой – это высший пилотаж. Я думаю, именно поэтому «Жизель» и продержалась на сцене так долго.
Первой исполнительницей партии Жизели была легендарная воронежская балерина Набиля Валитова. Ее преемницей стала балерина Татьяна Фролова, сегодня – директор Воронежского хореографического училища. По словам Татьяны Фроловой, Валитова передала ей партию Жизели буквально «из ног в ноги».
– Это удивительный балет. Два раза одинаково повторить первый акт – то, как тебя обманывает любимый человек, как ты сходишь с ума – невозможно. Можно сыграть спектакль 100 раз, и никогда он не будет выглядеть одинаково. Поэтому он бессмертный, – рассказала Татьяна Фролова. – Балерина растет вместе с Жизелью. У Жизели, которую ты танцуешь в 18 лет, и той, которую ты танцуешь в 25 или 30, совершенно разные образы. Ее надо очень хорошо танцевать. Когда зрители говорят, что не ходят на балет, потому что не понимают его, это значит, что балерина станцевала не очень хорошо. История Жизели такая трагическая. Второй акт – это же не просто безмолвные нимфы, это молодые девушки, умершие до свадьбы, и Жизель – одна из них. Она восстает из мертвых, чтобы защитить своего любимого человека. Он предал ее, обманул, но она настолько любила его, что защитила его собой. Это история о любви, которая побеждает смерть.

Краткое содержание

Первое действие

Залитая солнцем тихая деревушка. Здесь живут простые, бесхитростные люди.
Молоденькая крестьянская девушка Жизель радуется солнцу, синему небу, пению птиц и больше всего счастью любви, доверчивой и чистой, озарившей её жизнь. Она любит и верит в то, что любима. Напрасно влюбленный в неё лесничий Ганс пытается уверить Жизель, что её возлюбленный Альберт – не простой крестьянин, а переодетый дворянин, и что он обманывает её.
Лесничий пробирается в дом Альберта, который тот снимает в деревне, и находит там серебряную шпагу с гербом. Теперь он окончательно убеждается, что Альберт скрывает своё знатное происхождение.
В деревушке после охоты останавливаются отдохнуть знатные господа с пышной свитой. Крестьяне радушно и приветливо встречают богатых гостей.
Альберт смущен неожиданной встречей с приезжими, он пытается скрыть своё знакомство с ними – ведь среди них его невеста Батильда. В это время лесничий показывает шпагу Альберта и говорит об его обмане.
Жизель потрясена коварством возлюбленного. Разрушен чистый и ясный мир её веры, надежд и мечтаний.
Она сходит с ума и умирает.

Второе действие

Ночью среди могил тихого деревенского кладбища в лунном свете появляются призрачные виллисы.
«Одетые в подвенечные платья, увенчанные цветами… неодолимо прекрасные, пляшут виллисы при свете месяца, пляшут тем страстнее и быстрее, чем больше чувствуют, что данный им для пляски час истекает и они снова должны сойти в свои холодные, как лёд, могилы.» (Г.Гейне.)
Виллисы замечают лесничего. Измученный угрызениями совести, он пришел к могиле Жизели. По приказу своей неумолимой повелительницы Мирты виллисы кружат Ганса в призрачном хороводе, пока он не падает замертво.
Но и Альберт не может забыть погибшую Жизель. Глубокой ночью он также приходит на её могилу. Виллисы тотчас окружают юношу. Страшная участь лесничего грозит и Альберту. Но появившаяся тень Жизели защищает его от гнева виллис.
Чистая и самоотверженная любовь девушки охраняет и спасает Альберта.
С первыми лучами восходящего солнца исчезают белые призраки – виллисы. Исчезает и лёгкая тень Жизели, но она всегда будет жить в памяти Альберта вечным сожалением и мечтой о потерянной любви – любви сильнее самой смерти.

Продолжительность: 2 ч.
Возраст зрителей: 12+
Музыка: Адольф Адан
Постановщики:

Либретто Т.Готье, В.Сен-Жоржа.
Хореография Ж.Коралли, Ж.Перро, М.Петипа

  • Балетмейстер-постановщик – заслуженная артистка РФ Ксения Тер-Степанова (Санкт-Петербург)
  • Дирижёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Виталий Васильев
  • Дирижёры: заслуженный деятель искусств РФ Юрий Анисичкин, Андрей Огиевский, Татьяна Шипулина
  • Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Валерий Кочиашвили
  • Педагог-репетитор – заслуженная артистка РФ Людмила Масленникова

Галерея

Жизель Жизель Жизель Жизель Жизель Жизель Жизель Жизель Жизель Жизель Жизель Жизель Жизель Жизель Жизель