Департамент культуры Воронежской области
Касса театра 8(473)255-39-27
Дежурный администратор
8(473)253-16-13

Золушка

балет в 2-х действиях

В балете «Золушка» волшебная сказка, созданная Шарлем Перро, нашла своё отражение в прекрасной музыке Сергея Прокофьева. Романтическая история Золушки, которую злая мачеха превратила в служанку и которая с помощью доброй феи обрела заслуженную счастливую судьбу, подтверждает, что добро, красота и любовь по-прежнему побеждают все невзгоды. Балет с успехом идет по всему миру. На воронежской сцене его поставил выдающийся российский танцовщик и балетмейстер народный артист СССР и РФ Владимир Васильев.

Мысль о написании балета «Золушка» зародилась у Сергея Прокофьева в 1940 году. Сюжетом послужила всем известная волшебная сказка Ш.Перро о девушке, которую злая мачеха превратила в служанку и которая с помощью доброй феи обрела заслуженную счастливую судьбу. Либретто для Прокофьева написал театральный критик, искусствовед и драматург Н.Волков. Великая Отечественная война прервала работу композитора над балетом. И только в 1944 году Прокофьев закончил партитуру балета. «Я писал «Золушку» в традициях старого классического балета, – сообщал композитор, – в ней есть pas de deux, adaqio… Каждое действующее лицо имеет свою вариацию.» Первое представление балета «Золушка» состоялось в Москве в Большом театре 21 ноября 1945 года (постановщик Р.Захаров, художник П.Вильямс, дирижер Ю.Файер). Победившая, но измученная, голодная и холодная страна нуждалась в доброй музыкальной сказке. Первой исполнительницей Золушки была балерина Ольга Лепешинская. Вскоре в этой роли стала танцевать и Галина Уланова. За балет «Золушка» С.С. Прокофьеву присуждена Государственная премия первой степени за 1945 год. Балет рано приметили и за рубежом – уже в 1948 году прошла премьера «Золушки» в лондонском «Ковент-Гарден». С тех пор балет идёт на многих сценах мира в разных постановках. И уже современные критики отмечают, что Партитура балета - одна из самых глубоких, загадочных, философски сложных и закодированных в истории музыкального театра.

О спектакле:

Постановка 2006 года.

«Сколько версий претерпела Эта чудесная волшебная история, созданная замечательным французским сказочником. Сказка, в которую хочется верить и девочкам и самым-самым взрослым дамам. Здесь всё: и красота, и любовь, и доброта, и благополучие. Самые сладкие сны и грёзы многих поколений прекрасной части человечества всех времен воплотились в прекрасной музыке Прокофьева. Поэтому для меня «Золушка» Прокофьева – самая романтическая и добрая музыка в балете. И именно такое пластическое воплощение этой музыки я хотел бы создать в этой постановке. Так хочется верить сегодня, что добро, красота и любовь по-прежнему побеждают злое и некрасивое. И пусть так и будет!»

Владимир Васильев
балетмейстер-постановщик, народный артист СССР и РФ, лауреат Государственных премий

Краткое содержание

Давным-давно в одном маленьком королевстве жила добрая, приветливая девушка. Мать её умерла, когда девочка была совсем маленькая. Отцу её – небогатому очень доброму человеку – пришло на ум жениться во второй раз. Вот и пришла в их дом новая хозяйка с двумя своими дочерями. Но уж очень злая и сварливая оказалась новая жена, а дочки её – и того хуже: с утра до вечера они только и делали, что ссорились и дрались друг с другом. Они придирались по всяким пустякам к новой сестричке и заставляли её делать всю работу по дому: мыть, стирать, шить, готовить, выгребать золу из камина, за что её очень скоро соседи прозвали Золушкой, а сестёр её – Злюкой и Кривлякой. Мачеха души не чаяла в дочках, а Золушку невзлюбила с первой минуты. И чем добрее и ласковее была Золушка, тем злее становилась Мачеха.

И вот однажды молодой взбалмошный Принц этого королевства решил дать бал и пригласил всех дворян своего государства и иноземных знатных гостей.

Ох, и суматоха началась в доме Золушки! Что надеть, да как причесаться, да что говорить, да как танцевать! Ну и ну… Очень хотелось Мачехе пристроить повыгоднее своих дочек к богатым женихам.

Уехала Мачеха с дочками на бал, а Золушка в доме одна-одинешенька осталась. Как же ей хотелось посмотреть на Принца и знатных гостей. Да только нельзя же ехать в таком бедном платьице. Зато туфельки, которые ей подарила переодетая в нищенку Волшебница за доброту – чудо как хороши. Ах, если бы у неё было бальное платье!

Не успела Золушка об этом подумать, как снова появилась добрая Волшебница с целой свитой фей и гномов. И каждая фея одарила Золушку. Прежде чем отправить её на бал, Волшебница сказала: «Запомни, Золушка, как бы не было тебе весело на балу, возвращайся домой раньше полуночи, иначе от твоего наряда останется одно воспоминание. Феи времен года – большие мастерицы, но созданные ими наряды чрезвычайно непрочны, как непрочно всё, что создано фантазией». «А туфельки?» – спросила Золушка «Туфельки – мой подарок за твою доброту. А всё, что основано на добре – прочнее прочного».

Бал был в самом разгаре, как вдруг откуда-то издали донеслись звуки чудесной музыки. Все оцепенели от удивления, когда в зале появилась незнакомая принцесса. Она была так хороша и приветлива, что Принц, не знавший еще сердечных волнений, влюбился в неё с первого взгляда. Так бы они всю жизнь и не расставались, да только часы начали бить полночь, и Золушка, вспомнив наказ Волшебницы, опрометью бросилась из дворца. Она так быстро исчезла, что никто из придворных никак не мог понять, куда она пропала. Осталась от неё одна маленькая туфелька, которую и подобрал несчастный влюбленный Принц.

Горе его было так велико, что он заболел. Придворные сбились с ног, пытаясь найти хозяйку драгоценной туфельки, но никому не удавалось надеть на ногу волшебную туфельку: так мала и изящна она становилась каждый раз, когда её примеряли.

Золушка до утра так и не сомкнула глаз, вспоминая бал, Мачеху и сестер, знатных гостей и, конечно же, красивого Принца, в которого она страстно влюбилась.

После долгих поисков отчаявшийся Принц зашел в дом Золушки. Но туфелька никак не хотела налезать на ноги Кривляке, Злюке и самой Мачехе. Так бы и уехал Принц ни с чем, если бы не выпала из передника Золушки вторая туфелька. Все замерли от удивления, но тут появилась добрая Волшебница и перенесла Принца и Золушку в дивный сад, где они, наконец, высказали друг другу свои чувства. Они были так счастливы, что самые заносчивые и злые люди, видя их, сразу становились приветливыми и добрыми.

Интервью с Владимиром Васильевым

Российская газета - Черноземье / (№ 4215 07.11.2006)
Текст: Геннадий Литвинцев

Вот и состоялась в Воронежском театре оперы и балета долгожданная премьера «Золушки» в постановке Владимира Васильева, хореографа с мировым именем. Народный артист России принял участие в презентации спектакля.
В этот вечер, право, стоило прийти в театр чуть пораньше, чтобы почувствовать атмосферу ожидания праздника, нечто особенное, что, в самом деле, начиналось с вешалки, нет, даже раньше, прямо от парадных колонн, проглядывалось в выражениях лиц билетеров, гардеробщиц, нарочито-нарядной публики. В фойе театра – выставка живописных работ Владимира Васильева, на столике - книжки с его стихами. А вот и сам маэстро – быстрый, легкий, узнаваемо-светловолосый – на ходу в коридоре раздает автографы…
Накануне, перед генеральной репетицией спектакля, удалось взять у него небольшое интервью.
Российская газета | Владимир Викторович, «Золушка» для вас – давно освоенное и обжитое балетное королевство. В свое время вы блистали в роли Принца в спектакле Ростислава Захарова в Большом театре. Позднее, тому лет пятнадцать назад, и сами поставили «Золушку», открыв ею историю Кремлевского балета. Чего же ждать от воронежской постановки – повторов, реминисценций или каких-то новаций?
Владимир Васильев | Действительно, партию Принца в Большом театре я танцевал с увлечением, но сам спектакль вскоре стал вызывать отчуждение, мне хотелось сделать многое по-другому, чтобы на первый план выступила атмосфера доброты и жертвенности главной героини, облагораживающей всех окружающих. Такая возможность представилась в Кремлевском балете. Но здесь, в Воронеже, я вовсе не собирался повторять тот свой спектакль и, надеюсь, смог этого избежать, сделать постановку интереснее прежней. Начну с того, что сцена кремлевского Дворца съездов слишком велика, поэтому она требует других режиссерских решений, каких-то дополнительных задействованных масс для ее наполнения. Воронежская сцена раз в пять-шесть меньше, а потому должна произвести впечатление уюта, камерности, ближе, интимнее соединить артистов со зрителями.
РГ | Как бы вы сформулировали художественную идею обновленной «Золушки»?
Васильев | Как можно ближе к оригиналу передать средствами хореографии великую музыку Прокофьева. Партитуру «Золушки» считаю одной из самых ярких в его творчестве, передающей глубинные движения человеческой души. Сила этой музыки такова, что ей невольно поддаются люди даже неискушенные, независимо от их культурной подготовленности. В заключительном адажио любовь Принца и Золушки одним порывом захватывает всех, даже и тех, кто пытался помешать их счастью, зло тушуется перед силой светлого чувства. Совершенная гармония объединяет сцену с залом. В этот миг хотелось бы видеть на глазах у зрителей слезы радости, вот это и означало бы, что мне удалась, как теперь говорят, «сверхзадача».
РГ | Что означает в таком случае ваше решение заметно сократить продолжительность спектакля, вместо трех актов сделать два, убрать часть эпизодов и даже некоторых действующих лиц, вроде отца Золушки?
Васильев | В Воронеже поставлена действительно совершенно новая редакция «Золушки», и она мне нравится больше прежних. Скажу откровенно, я сейчас с трудом выдерживаю три акта, даже в моем любимом виде искусства, балете. Вспоминаю, как у нас шли раньше четырехчастные «Спящая красавица», «Дон-Кихот». Нет, сейчас мало у кого хватит терпения столько сидеть в театре, время заставляет нас быть более собранными, жесткими в режиссерских средствах, более зрелищными. Для этого в спектакле используются необычные световые эффекты, по-новому поставлены сцены поиска Принцем исчезнувшей красавицы, введены вариации сестер Злюки и Кривляки, которых прежде не было ни в одном спектакле «Золушки». То есть третий акт полностью переделан. Посмотрим, как это воспримут воронежские зрители.
РГ | Зрители бывают разные. Ваш спектакль сделан с уклоном для взрослых или для детей?
Васильев | Хорошая постановка не должна никого оставлять равнодушным. Для взрослых в нем интереснее будет философия и эстетика, для детей – сказка, ненавязчивое поучение. И каждый, надеюсь, ощутит ностальгию по времени, когда в мире правила музыка и красота.
…После просмотра можно сказать определенно: воронежская «Золушка» не стала копией московской постановки Васильева 15-летней давности, чего многие опасались. Сцена в нашем театре действительно намного меньше кремлевской, что решительно изменило сценические объемы спектакля. Но, главное, Владимир Васильев настолько неординарная творческая личность, что просто в силу собственного характера не способен входить в одну и ту же воду дважды. Дух сказки, таинственного пространства оформлявший спектакль московский художник Виктор Вольский передал ажурными «на просвет» декорациями, переливающимися то голубым, то серебром. Они не мешают танцовщикам, но, оттеняя все происходящее на сцене, в соприкосновении с волшебной музыкой Прокофьева, создают мерцающий эффект, при котором радость легко перетекает в грусть, и наоборот. Калейдоскоп костюмов (их всех около сотни) делает спектакль фантастически-ярким, по-настоящему зрелищным.

Продолжительность: 1 ч. 50 мин.
Возраст зрителей: Купить билет Онлайн
Музыка: Сергей Прокофьев
Постановщики:
  • Либретто Н.Волкова в редакции В.Васильева по сказке Ш.Перро
  • Хореограф и постановщик – народный артист СССР и РФ, лауреат Государственных премий Владимир Васильев (Москва)
  • Дирижёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Юрий Анисичкин
  • Художник сценического оформления – заслуженный деятель искусств РФ Виктор Вольский (Москва)
  • Художник по костюмам – заслуженный деятель искусств РФ Рафаил Вольский (Москва)
  • Ассистенты хореографа – заслуженная артистка РФ Н.Воскресенская (Москва), М.Васильев (Москва)
  • Педагоги-репетиторы – заслуженная артистка РФ Людмила Масленникова, Юрий Мартынович

Галерея

Золушка Золушка Золушка