Министерство культуры Воронежской области
63й театральный сезон
Касса театра 8(473)255-39-27
  • Ночь перед Рождеством
  • Ночь перед Рождеством
  • Ночь перед Рождеством
  • Ночь перед Рождеством
  • Ночь перед Рождеством
  • Ночь перед Рождеством
  • Ночь перед Рождеством
  • Ночь перед Рождеством
  • Ночь перед Рождеством
  • Ночь перед Рождеством
  • Ночь перед Рождеством
  • Ночь перед Рождеством
  • Ночь перед Рождеством
  • Ночь перед Рождеством
  • Ночь перед Рождеством
  • Ночь перед Рождеством
  • Ночь перед Рождеством
  • Ночь перед Рождеством

Ночь перед Рождеством

Продолжительность:
2 часа 10 минут
Возраст зрителей:
6+
Музыка:
Николай Римский-Корсаков
Постановщики:

Либретто Николая Римского-Корсакова по одноимённой повести Николая Васильевича Гоголя

  • Дирижёр-постановщик – заслуженный артист РФ Ю.Андросов
  • Дирижёры: заслуженный деятель искусств РФ Ю.Анисичкин, Д.Серганин
  • Режиссёр-постановщик – О.Маликова (г.Санкт-Петербург)
  • Художник-постановщик – С.Думма (г.Санкт-Петербург)
  • Балетмейстер-постановщик – Н.Калинина (г.Санкт-Петербург)
  • Режиссёр по восстановлению спектакля – заслуженный деятель искусств РФ А.Зыков
  • Хормейстеры-постановщики: заслуженный деятель искусств ВО, лауреат международных конкурсов В.Кушников, заслуженный деятель искусств ВО О.Щербань
  • Описание

    быль-колядка в 2-х действиях

    История создания

    Сюжет повести Н.Гоголя, опубликованной в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», давно волновал Н.Римского-Корсакова. Но он считал себя не вправе взяться за создание произведения на основе данного сочинения, так как оно уже было использовано в опере «Черевички» П.Чайковского. После смерти П.Чайковского в 1839 году, Н.Римский-Корсаков берётся за работу. Он задумывает свою оперу иначе - не в лирико-бытовом плане, а в сказочном, с привлечением фантастического элемента. Н.Римский-Корсаков стремился связать этот сюжет со старинными языческими поверьями, которые получили отражение в обрядовой стороне русского крестьянского быта.  Намёки на эти идеи имелись в гоголевской повести, а композитор широко развил их в своём либретто. Также он усилил черты фантастики, связанные с изображением сил природы. Оперу «Ночь перед Рождеством» композитор назвал «былью-колядкой», снабдив её эпиграфом: «Сказка-складка, песня-быль». Тем самым Н.Римский-Корсаков подчеркнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер, а музыка пронизана песенностью, связанной со старинными обрядами.

    Премьера оперы состоялась 28 ноября 1895 года на сцене Мариинского театра.

    О спектакле

    Постановка 2007 года.

    Режиссёр-постановщик Ольга Маликова в своём художественном решении объединила все сцены оперы одним местом действия – украинской хатой, где жители села Диканька рассказывают красивую историю о рождении любви. Ведь благодатная сила любви способна преодолеть тёмные силы зла и творить чудеса.

  • Краткое содержание

    «Сказка – складка, песня – быль»

    Поздним вечером собрались парубки и дивчины на «вечерицу», где столько будет рассказано «всякой всячины». Жители села Диканька с радостью покажут зрителям историю, что случилась в канун прошлого Рождества.

    В последнюю ночь перед Рождеством Солоха по древнему обычаю начинает творить коляду. Тут появляется Чёрт. Он страшно зол на Вакулу, сына Солохи, который «намедни на смех намалевал в притворе, будто Чёрта поленьями и прутьями гоняют». Решив насолить ему, Чёрт уговаривает Солоху украсть месяц со звёздами и поднять метель. Тогда Чуб не слезет с печи, останется дома, и Вакула не сможет навестить его дочку Оксану.


    Солоха согласна. Чуб ей милее всех Диканьских казаков – он вдов и богат, она не прочь прибрать к рукам его добро. Чёрт с Солохой, сговорившись, поднимают метель.
    Из шинка вываливается подгулявший Панас и направляется к хате Чуба. Выходит и сам Чуб и зовёт Панаса с собой на кутью к Дьяку. Ведь там их ждёт на шафране настоянная горилка.
    И Вакуле не спится, в сомнении бродит он вокруг Чубовой хаты – любит ли его Оксана, первая красавица на селе?
    Проплутав в темноте, не найдя хаты Дьяка, Чуб возвращается домой. Но и своей хаты ему не найти. Тогда Чуб решает навестить Солоху.
    Отбросив все сомнения, Вакула решает объясниться с Оксаной.
    Метель прекращается, опять становится светло.


    Прихорашиваясь перед зеркалом, Оксана любуется собой. Незаметно вошедший Вакула восхищён её красотой. Но не так просто завладеть сердцем красавицы. Она говорит Вакуле, будто скучает и ждёт подруг, чтобы поколядовать – «парубки придут, порасскажут славные сказки». А вот и они! Одна из девушек, Одарка, в новых черевичках. Оксана жалуется, что никто не сделает ей такой подарок. В ответ на готовность Вакулы достать любые черевички, Оксана при всех даёт слово – «коль достанет он черевички, что носит сама царица – тогда она выйдет за него замуж».


    Замёрзнув на холоде, Солоха с Чёртом согреваются в хате, поют и пляшут. Неожиданно раздаётся громкий стук. Солоха едва успевает спрятать Чёрта в мешок, как входит Голова. Он был зван на кутью к Дьяку, но, увидев свет в хате Солохи, решил скоротать вечер с ней. Только он выпил чарку горилки – опять стук. Солоха прячет Голову в другой мешок и впускает Дьяка. Но и его ухаживания прерывает громкий стук в дверь. Это Чуб. Наскоро спрятав Дьяка в последний мешок, Солоха ласково встречает желанного гостя, однако неожиданно возвращается домой Вакула. Не на шутку перепуганная Солоха прячет Чуба в тот же мешок, где уже сидит Дьяк.
    Вакула хочет вынести из хаты мешки, ведь «завтра праздник». Но мешки оказываются очень тяжёлыми. Упрямый кузнец всё же взваливает мешки на спину и выносит их из хаты. Вакула с мешками направляется к кузнице.


    В Светлую ночь девушки и парубки гуляют. Затеваются игры, шутки с ряжеными. Веселится и Оксана. Увидев Вакулу, она опять повторяет ему: «Достань черевички, кузнец, – выйду за тебя замуж».
    «Прощай, Оксана!» – Вакула не хочет больше, чтобы гордая девица морочила его, он решает покинуть село. Все смущены: не наложит ли кузнец на себя руки с горя? Баба с фиолетовым носом и Баба с обыкновенным носом бегут разнести по селу сплетню: одна – что кузнец повесился, другая – что «в прорубь кинулся сердешный». Да и Оксана встревожена – а вдруг он с горя влюбится в другую и станет её называть первой красавицей! Но тут она замечает оставленные Вакулой мешки. Молодёжь развязывает их. Один за другим вылезают из мешков сконфуженные поклонники Солохи – Чуб, Голова и Дьяк. «Ай да Солоха, баба-плут, баба-бес!» – безудержным смехом заливается над ними толпа.


    Захватив с собой только небольшой мешок, Вакула отправляется за советом к старому знахарю Пацюку. Молва идёт, что тот знает всех чертей. Кузнец просит Пацюка указать ему дорогу к Чёрту – только он может помочь его горю. «Тому недалеко ходить, у кого Чёрт за плечами» – невозмутимо отвечает Пацюк. В недоумении Вакула видит, как из его мешка выскакивает Чёрт, который готов помочь кузнецу, если тот продаст свою душу. Согласившись написать расписку кровью, Вакула вдруг хватает Чёрта за хвост и достаёт крест. Под угрозой крестного знамения Чёрт обещает кузнецу сделать всё, что он захочет. Вакула приказывает доставить его к царице.
    Молодёжь предлагает зрителям послушать, как играет диканьский оркестр. Но тут опять появляются ряженые и разгоняют их – они сейчас исполнят бесовскую колядку. Среди нечисти – Пацюк и Солоха. Увидев Вакулу с Чёртом, они пытаются преградить дорогу кузнецу, но тот крепко держит в руке крест.
    Звучат фанфары, бегают-суетятся жители Диканьки – ведь сейчас надо будет играть Петербург и саму Царицу!
    Стройно вышагивают полонез «придворные» дивчины с запорожцами.


    Появляется Царица. Вакула падает ей в ноги: «Если б жинке моей довелось черевички такие надеть!» Царице нравится смелая речь кузнеца. Она дарит ему свои самые дорогие черевички.
    Мчится обратно на Чёрте Вакула, в руках у него – драгоценная ноша для Оксаны.
    Светает. Выходят девушки, выкатывая колесо с Рождественской звездой. Это солнечный символ, который несёт с собой плодородие земли, свет и жизнь. Слышится колокольный звон – в мир приходят Рождество и Любовь.


    Грустно Оксане – она уже поняла, что нет такого парубка, чтоб так любил её, как Вакула. Ещё и две бабы с утра пораньше трещат Чубу, что кузнец повесился и утонул. Подравшись в споре, бабы убегают. Чуб тоже плетётся домой.
    Оксана остаётся одна. Она и не замечает Вакулу, который наконец-то слышит, что она его «полюбила». Не нужны больше красавице черевички, она и без них готова выйти замуж за кузнеца. Соглашается на это и Чуб – не может он забыть вероломную Солоху, да и подарки Вакулы – пояс цветной и шапка из смушек – так хороши!
    Чуб зазывает диканьковцев – скоро будет свадьба! Все рады возвращению Вакулы.

  • Действующие лица

    • Чуб, пожилой казак
    • Оксана, дочь Чуба
    • Голова
    • Солоха, вдова, по слухам, ведьма
    • Вакула, сын Солохи
    • Панас, Чубов кум
    • Дьяк Осип Никифорович
    • Пацюк
    • Чёрт
    • Царица
    • Баба с фиолетовым носом
    • Баба с обыкновенным носом
  • СМИ о спектакле

Продолжительность:
2 часа 10 минут
Возраст зрителей:
6+
Музыка:
Николай Римский-Корсаков
Постановщики:

Либретто Николая Римского-Корсакова по одноимённой повести Николая Васильевича Гоголя

  • Дирижёр-постановщик – заслуженный артист РФ Ю.Андросов
  • Дирижёры: заслуженный деятель искусств РФ Ю.Анисичкин, Д.Серганин
  • Режиссёр-постановщик – О.Маликова (г.Санкт-Петербург)
  • Художник-постановщик – С.Думма (г.Санкт-Петербург)
  • Балетмейстер-постановщик – Н.Калинина (г.Санкт-Петербург)
  • Режиссёр по восстановлению спектакля – заслуженный деятель искусств РФ А.Зыков
  • Хормейстеры-постановщики: заслуженный деятель искусств ВО, лауреат международных конкурсов В.Кушников, заслуженный деятель искусств ВО О.Щербань