Департамент культуры Воронежской области
Касса театра 8(473)255-39-27
Дежурный администратор
8(473)253-16-13

Ночь перед Рождеством

быль-колядка в 2-х действиях

На сюжет повести Гоголя «Ночь перед Рождеством», опубликованной в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», в разное время было написано множество музыкальных произведений. Композитор Николай Римский-Корсаков написал по мотивам повести известную одноимённую оперу, которую сам назвал «былью-колядкой». Снабдил он ее и эпиграфом: «Сказка-складка, песня-быль». Тем самым композитор как бы подчеркнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер, а музыка оперы пронизана песенностью, связанной со старинными украинскими обрядами. Римский-Корсаков внёс в гоголевский сюжет славянско-мифологические поверья, связанные с нарождением солнца после зимнего солнцестояния. Рожденье солнца в старину праздновалось на Коляду, когда оно поворачивает на лето; но этот поворот совпадает с самыми сильными морозами, вьюгами и метелями и с самым неистовым гульбищем нечистых духов и ведьм. Намеки на такие обряды имелись в гоголевской повести. Римский-Корсаков широко развил их в своем либретто; усилил он и черты фантастики, связанной с изображением сил природы.

Первое исполнение: Петербург, Мариинский театр, 28 ноября 1895 года.

О Спектакле:

Постановка 2007 года.

Режиссёр-постановщик Ольга Маликова в своём художественном решении объединила все сцены оперы одним местом действия – украинской хатой, где жители села Диканька рассказывают красивую историю о рождении любви. Ведь благодатная сила любви способна преодолеть тёмные силы зла и творить чудеса.

Краткое содержание

«Сказка – складка, песня – быль»

Поздним вечеров собрались парубки и девчата на «вечерицу», где столько будет рассказано «всякой всячины». Жители села Диканька с радостью покажут зрителям историю, что случилась в канун прошлого Рождества.
В последнюю ночь перед Рождеством Солоха по древнему обычаю начинает творить коляду. Тут появляется Черт. Он страшно зол на Вакулу, сына Солохи, который «намедни на смех намалевал в притворе, будто Черта поленьями и прутьями гоняют». Решив насолить ему, Черт уговаривает Солоху украсть месяц со звездами и поднять метель.
Тогда Чуб не слезет с печи, останется дома, и Вакула не сможет навестить его дочку Оксану.
Солоха согласна. Чуб ей милее всех Диканьских казаков – он вдов и богат, она не прочь прибрать к рукам его добро. Черт с Солохой, сговорившись, поднимают метель.
Из шинка вываливается подгулявший Панас и направляется к хате Чуба. Выходит и сам Чуб и зовёт Панаса с собой на кутью к Дьяку. Ведь там их ждёт на шафране настоянная горилка.
И Вакуле не спится, в сомнении бродит он вокруг Чубовой хаты – любит ли его Оксана, первая красавица на селе?
Проплутав в темноте, не найдя хаты Дьяка, Чуб возвращается домой. Но и своей хаты ему не найти. Тогда Чуб решает навестить Солоху.
Отбросив все сомнения, Вакула решает объясниться с Оксаной.
Метель прекращается, опять становится светло.
Прихорашиваясь перед зеркалом, Оксана любуется Собой. Незаметно вошедший Вакула восхищён её красотой. Но не так просто завладеть сердцем красавицы. Она говорит Вакуле, будто скучает и ждёт подруг, чтобы поколядовать – « парубки придут, порасскажут славные сказки». А вот и они! Одна из девушек, Одарка, в новых черевичках. Оксана жалуется, что никто не сделает ей такой подарок. В ответ на готовность Вакулы достать любые черевички Оксана при всех даёт слово – «коль достанет он черевички, что носит сама царица – тогда она выйдет за него замуж».
Замерзнув на холоде, Солоха с Чёртом согреваются в хате, поют и пляшут. Неожиданно раздаётся громкий стук. Солоха едва успевает спрятать Чёрта в мешок, как входит Голова. Он был зван на кутью к Дьяку, но, увидев свет в хате Солохи, решил скоротать вечер с ней. Только он выпил чарку горилки – опять стук. Солоха прячет Голову в другой мешок и впускает Дьяка. Но и его ухаживания прерывает громкий стук в дверь. Это Чуб. Наскоро спрятав Дьяка в последний мешок, Солоха ласково встречает желанного гостя, однако неожиданно возвращается домой Вакула. Не на шутку перепуганная Солоха прячет Чуба в тот же мешок, где уже сидит Дьяк.
Вакула хочет вынести из хаты мешки, ведь «завтра праздник». Но мешки оказываются очень тяжелыми. Упрямый кузнец всё же взваливает мешки на спину и выносит их из хаты. Вакула с мешками направляется к кузнице.
В Светлую ночь девушкиа и парубки гуляют. Затеваются игры, шутки с ряженными. Веселится и Оксана. Увидев Вакулу, она опять повторяет ему: «Достань черевички, кузнец, – выйду за тебя замуж».
«Прощай, Оксана!» – Вакула не хочет больше, чтобы гордая девица морочила его, он решает покинуть село. Все смущены: не наложит ли кузнец на себя руки с горя? Баба с фиолетовым носом и Баба с обыкновенным носом бегут разнести по селу сплетню: одна – что кузнец повесился, другая – что «в прорубь кинулся сердешный». Да и Оксана встревожена – а вдруг он с горя влюбится в другую и станет её называть первой красавицей! Но тут она замечает оставленные Вакулой мешки. Молодежь развязывает их. Один за другим вылезают из мешков сконфуженные поклонники Солохи – Чуб, Голова и Дьяк. «Ай да Солоха, баба-плут, баба-бес!» – безудержным смехом заливается над ними толпа.
Захватив с собой только небольшой мешок, Вакула отправляется за советом к старому знахарю Пацюку. Молва идёт, что тот знает всех чертей. Кузнец просит Пацюка указать ему дорогу к Черту – только он может помочь его горю. «Тому недалеко ходить, у кого Черт за плечами»- невозмутимо отвечает Пацюк. В недоумении Вакула видит, как из его мешка выскакивает Черт, который готов помочь кузнецу, если тот продаст свою душу. Согласившись написать расписку кровью, Вакула вдруг хватает Черта за хвост и достаёт крест. Под угрозой крестного знамения Черт обещает кузнецу сделать всё, что он захочет. Вакула приказывает доставить его к Царице.
Молодежь предлагает зрителям послушать, как играет Диканьский оркестр. Но тут опять появляются ряженые и разгоняют их – они сейчас исполнят бесовскую колядку. Среди нечисти – Пацюк и Солоха. Увидев Вакулу с Чертом, они пытаются преградить дорогу кузнецу, но тот крепко держит в руке крест.
Звучат фанфары, бегают-суетятся жители Диканьки – ведь сейчас надо будет играть Петербург и саму Царицу!
Стройно вышагивают полонез «придворные» дивчины с запорожцами.
Появляется Царица. Вакула падает ей в ноги: «Если б жинке моей довелось черевички такие надеть!» Царице нравится смелая речь кузнеца. Она дарит ему свои самые дорогие черевички.
Мчится обратно на Черте Вакула, в руках у него – драгоценная ноша для Оксаны.
Светает. Выходят девушки, выкатывая колесо с Рождественской звездой. Это солнечный символ, который несет с собой плодородие земли, свет и жизнь. Слышится колокольный звон – в мир приходит Рождество и Любовь.
Грустно Оксане – она уже поняла, что нет такого парубка чтоб так любил её, как Вакула. Ещё и две бабы с утра пораньше трещат Чубу, что кузнец повесился и утонул. Подравшись в споре, бабы убегают. Чуб тоже плетется домой.
Оксана остается одна. Она и не замечает Вакулу, который наконец-то слышит, что она его «полюбила». Не нужны больше красавице черевички, она и без них готова выйти замуж за кузнеца. Соглашается на это и Чуб – не может он забыть вероломную Солоху, да и подарки Вакулы – пояс цветной и шапка из смушек- так хороши!
Чуб зазывает диканьковцев – скоро будет свадьба! Все рады возвращению Вакулы.

Продолжительность: 2 ч. 10 мин.
Возраст зрителей: 6+
Музыка: Николай Римский-Корсаков
Постановщики:

Либретто Н.Римского-Корсакова по одноименной повести Н.Гоголя

  • Дирижёр-постановщик – заслуженный артист РФ Ю.Андросов
  • Дирижёры: лауреат международных конкурсов С.Вольский, А.Огиевский
  • Режиссёр-постановщик – О.Маликова (г.Санкт-Петербург)
  • Художник-постановщик – С.Думма (г.Санкт-Петербург)
  • Хормейстеры: заслуженный деятель искусств ВО, лауреат международных конкурсов Владимир Кушников, Ольга Щербань
  • Балетмейстер-постановщик – Н.Калинина (г.Санкт-Петербург)

Галерея

Ночь перед Рождеством Ночь перед Рождеством Ночь перед Рождеством Ночь перед Рождеством Ночь перед Рождеством Ночь перед Рождеством Ночь перед Рождеством Ночь перед Рождеством Ночь перед Рождеством Ночь перед Рождеством