Департамент культуры Воронежской области
Касса театра 8(473)255-39-27
Дежурный администратор
8(473)253-16-13

Пиковая дама

опера в 3-х действиях

Осенью 1889 года, во время своего пребывания в Петербурге, Чайковский получил от директора императорских театров И.А. Всеволжского предложение написать оперу «Пиковая дама» (по сюжету А.С. Пушкина). Глубокий драматизм пушкинской новеллы захватил композитора, вызвав горячее желание написать оперу.
19 января 1890 года он приступил к работе, а уже 3 марта того же года сообщил в письме к брату Модесту (автору либретто): «…оперу кончил три часа тому назад».
Так в необычайно короткий срок, за 44 дня, было создано произведение, явившееся вершиной оперной драматургии, произведение, которое составило целую эпоху в истории русской и зарубежной музыки.
Стремление проникнуть в мир самых сложных человеческих переживаний и отобразить его средствами музыки лежит в основе всего творчества Чайковского. В этом отношении «Пиковая дама» представляет собой произведение, в котором острота драматического конфликта воплотилась с предельной правдивостью и глубиной. В либретто оперы сюжет пушкинской повести во многом переосмыслен. Облагорожены, опоэтизированы взаимоотношения героев повести. Герман из холодного, расчетливого эгоиста превращён в человека с огненным воображением и сильными страстями. Он полюбил не бедную воспитанницу богатой графини (какова Лиза в повести Пушкина), а внучку этой графини. Облагорожено и страстное желание разбогатеть, так как с этим прямо связано и его личное счастье.
Изменен и образ старой графини. В опере графиня – олицетворение самой смерти, на которую в мире беспощадной власти денег обречено всё светлое, всё, стремящееся к счастью. Поэтому так логичен и финал – в отличие от повести Пушкина в опере и Герман и Лиза гибнут.
Первое представление оперы состоялось в Петербурге в 1890 году.

О спектакле:

Постановка 1993 года.

Краткое содержание

Действие первое.
Картина 1. На залитой солнцем набережной много гуляющих, дети играют под присмотром нянюшек и гувернанток. Сурин и Чекалинский беседуют о своём приятеле Германе: все ночи напролёт, мрачный и молчаливый, он проводит в игорном доме, но не прикасается к картам. Странным поведением Германа удивлён и граф Томский. Ему Герман открывает тайну: он страстно влюблён в прекрасную незнакомку, но она богата, знатна и принадлежать ему не может. К друзьям присоединяется князь Елецкий. Он сообщает о своей предстоящей женитьбе. В сопровождении старой графини приближается Лиза, в которой Герман узнаёт свою избранницу. В отчаянии он убеждается, что Лиза – невеста Елецкого. При виде мрачной фигуры Германа, его пылающего страстью взора, дурные предчувствия охватывают графиню и Лизу. Тягостное оцепенение рассеивает Томский. Он рассказывает о графине замечательную историю. В дни молодости она однажды проиграла в Париже всё своё состояние. Ценой любовного свидания молодая красавица узнала тайну трёх карт и, поставив на них, вернула проигрыш.
Сурин и Чекалинский решают подшутить над Германом, они предлагают узнать у старухи тайну трёх карт. Но мысли Германа поглощены Лизой. Начинается гроза. В бурном порыве страсти Герман клянется добиться любви Лизы или погибнуть.
Картина 2. Комнаты Лизы. Вечереет. Свою опечаленную подругу девушки развлекают русской пляской. Оставшись одна, Лиза поверяет ночи, что любит Германа. Неожиданно Герман появляется на балконе. Он пылко признаётся Лизе в любви. Стук в дверь прерывает свидание. Появляется старая графиня. Герман вспоминает о тайне трёх карт. После ухода графини жажда жизни и любви с новой силой пробуждается в нём. Лиза охвачена ответным чувством.

Действие второе.
Картина 3. Бал-маскарад в доме богатого столичного сановника. Князь Елецкий, встревоженный холодностью невесты, уверяет её в своей любви и преданности. В числе гостей Герман. Чекалинский и Сурин в масках. Они продолжают подшучивать над Германом. Их таинственное нашептывание о магических картах угнетающе действует на его расстроенное воображение. Начинается представление –пастораль «Искренность пастушки».
После представления Герман неожиданно сталкивается со старой графиней, снова мысль о богатстве, которое сулят три магические карты, овладевает Германом.
Получив от Лизы ключи от потайной двери, он решает выведать у старухи тайну.
Картина 4. Спальня графини. Входит Герман: он с волнением всматривается в портрет графини в молодости, но, заслышав приближающиеся шаги, прячется.
В сопровождении приживалок возвращается графиня. Недовольная балом, она предаётся воспоминаниям о прошлом и засыпает. Неожиданно перед ней появляется Герман. Он умоляет открыть тайну трёх карт. Но старая графиня молчит. Взбешенный Герман грозит пистолетом; испуганная старуха падает замертво. Герман в отчаянии. Близкий к безумию, он не слышит упреков прибежавшей на шум Лизы. Лишь одна мысль владеет им: графиня мертва, а тайны он не узнал.

Действие третье.
Картина 5. Комната Германа в казармах. Поздний вечер. Герман читает письмо Лизы. Она просит его прийти в полночь на свидание. Герман снова переживает случившееся. В его воображении встают картины смерти и похорон старухи. Воет ветер, а ему слышится заупокойное пение. Германа охватывает панический ужас. Он хочет бежать, но перед ним появляется призрак графини. Таинственно звучат её слова: «Я пришла к тебе против своей воли. Мне велено исполнить твою просьбу. Спаси Лизу, женись на ней и три карты выиграют сразу. Тройка! Семерка! Туз!»
Картина 6. Набережная Петербурга. Здесь Лиза должна встретиться с Германом. Она хочет верить, что её любимый не виновен в смерти графини.
Башенные часы бьют полночь. Лиза теряет последнюю надежду. Наконец появляется Герман. Он охвачен маниакальной идеей выигрыша. Из его несвязного рассказа Лиза в ужасе убеждается, что он – убийца старухи. В порыве безумия Герман отталкивает Лизу и с криком: «Прочь!» -убегает в игорный дом.
В отчаянии Лиза бросается в воду.
Картина 7. Игорный дом. Идёт азартная карточная игра. Герман одну за другой ставит две карты, названные графиней, и выигрывает. Все ошеломлены. Упоённый победой, Герман ставит на карту весь выигрыш. Вызов Германа принимает князь Елецкий. Герман объявляет туза, но вместо туза в его руках оказывается дама пик. В исступлении смотрит он на карту, в ней ему чудится дьявольская усмешка старой графини. В припадке безумия он кончает с собой.
В последнюю минуту жизни в сознании Германа возникает светлый образ Лизы. С её именем на устах он умирает.

Продолжительность: 3 ч. 25 мин.
Возраст зрителей: Купить билет Онлайн
Музыка: Пётр Ильич Чайковский
Постановщики:

Либретто М.Чайковского по одноимённой повести А.С. Пушкина

  • Дирижёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Юрий Анисичкин
  • Режиссёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Александр Зыков
  • Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Валерий Кочиашвили
  • Балетмейстер – Юрий Мартынович
  • Хормейстер – заслуженный деятель искусств ВО, лауреат международных конкурсов Владимир Кушников

Галерея

Пиковая дама Пиковая дама Пиковая дама Пиковая дама Пиковая дама Пиковая дама Пиковая дама Пиковая дама Пиковая дама Пиковая дама Пиковая дама Пиковая дама Пиковая дама Пиковая дама Пиковая дама Пиковая дама Пиковая дама