Департамент культуры Воронежской области
Касса театра 8(473)255-39-27
Дежурный администратор
8(473)253-16-13

Севильский цирюльник

комическая опера в 3-х действиях
исполняется на русском языке

Комическая опера (в итальянской терминологии опера-буффа) «Севильский цирюльник» – лучшее творение великого итальянского композитора Джоаккино Россини (1792-1868). Время до сих пор не властно над этим шедевром, написанным композитором в рекордно короткие сроки – менее чем за двадцать дней.
В 1816 году Россини заключил договор с римским театром Аржентино, по которому обязался написать к карнавалу новую оперу. По существующей на тот момент практике, либретто нужно было представить на утверждение цензорам, однако ни один из вариантов не получил одобрения. Когда времени до карнавала почти не оставалось, композитор вспомнил о комедии Бомарше «Севильский цирюльник», которая до этого уже трижды становилась основой сюжета оперных спектаклей на итальянской сцене, и решил пойти уже проторенным путем, просто чтобы не сорвать контракт. Более того, Россини лично обратился к автору предыдущего «Севильского цирюльника» почитаемому в Италии 75-летнему композитору Джованни Паизиелло за разрешением приступить к работе. Тот ответил любезно и утвердительно (еще бы, ведь он не сомневался в будущем провале молодого композитора). Музыка была положена на новое либретто Чезаре Стербини. Из-за нехватки времени Россини использовал материалы других своих музыкальных сочинений. Премьера оперы состоялась в Риме 20 февраля 1816 года. Представление провалилось не без помощи ревнителей Паизиелло. Следующие исполнения оперы на той же неделе прошли гораздо успешнее. Что касается Паизиелло, то он умер спустя три с половиной месяца и не узнал, что творение Россини совершенно затмило его собственное.
В России «Севильский цирюльник» впервые прозвучал в 1821 году, когда опера была исполнена в Одессе силами итальянской труппы. А 11 января 1822 года шедевр Россини впервые услышали в Москве, где в Театре Апраксина на Знаменке его представила итальянская труппа. Первая постановка оперы на русской сцене состоялась в Большом театре Петербурга 27 ноября 1822 года.
«Севильский цирюльник» создан на сюжет одноименной комедии – первой части известной трилогии крупнейшего французского драматурга Пьера Бомарше (1732-1799). В образе главного героя комедии – ловкого и умного Фигаро – воплощены характерные черты представителя третьего сословия: жизненная энергия, оптимизм, предприимчивость. Этот цирюльник еще и вдобавок хирург, ботаник, аптекарь и ветеринар, а также самый ловкий сводник в городе. Он – наследник старых, остроумных и довольно развязных персонажей XVIII века, только у него еще более насмешливая маска, настоящий южный темперамент, заставляющий говорить без умолку, чтобы всегда оставаться правым. Прочная литературная основа либретто, по сравнению с другими операми-буффа, сделала «Цирюльника» жизненно полнокровнее и многограннее. Сюжет произведения если и комический, то с несомненными и довольно острыми для своего времени социально-бытовыми характерными штрихами. Кстати, новаторская трилогия Бомарше (вернее, ее первые две части) своим социально-сословным «привкусом» и сатирой на аристократию пришлась не по душе многим сильным мира сего. Все это тонко прочувствовал Россини. Гениальность его «Цирюльника» не только в пленительных мелодиях, искрометных и неподражаемых ариях и ансамблях, коими насыщена вся без исключения партитура, но и в удивительно тонком и глубоком мастерстве проработки жанровых деталей. Интонационный строй вокальных партий здесь образно точен и в то же время психологически разнообразен, выпукло отражает индивидуальные характеры и чувства героев, что для того времени было совершенно исключительным явлением. Именно такие особенности сделали эту оперу невероятно популярной во всем мире, из ряда вон выходящей среди обширного творчества композитора.
Эта опера блещет неиссякаемым остроумием, жизнерадостностью, мелодической щедростью и виртуозностью вокальных партий. Она буквально заряжает позитивной энергетикой и приходится по вкусу не только меломанам, но и слушателям, далёким от классической музыки.

О Спектакле:

Постановка 1995 года

Краткое содержание

Испанский вельможа граф Альмавива, встретившись в Мадриде с красавицей Розиной, влюбился в неё. Но в Розину влюблен также её опекун – доктор Бартоло, который хочет жениться на своей юной воспитаннице и потому очень опасается молодых соперников. Чтобы оградить Розину от ухаживаний графа, Бартоло увозит девушку из Мадрида в Севилью. Узнав об этом, Альмавива следует за ними инкогнито.

Действие первое
Севилья. Мечтая увидеть Розину, граф решает спеть серенаду под её окном. Для этого слуга графа – Фиорелло – приводит к дому доктора Бартоло небольшой оркестр. Входит переодетый граф и поёт серенаду, умоляя Розину показаться хоть на мгновенье. Но девушка не появляется. Огорчённый Альмавива отпускает оркестр.
Появляется цирюльник Фигаро – веселый и ловкий малый. Не желая встречаться с кем-либо, граф прячется, но, узнав Фигаро, своего бывшего брадобрея, выходит из укрытия. Он рассказывает о своей любви к Розине. Фигаро сообщает, что вхож в дом Бартоло и берется помочь графу встретиться с любимой. Доктор Бартоло уходит по делам и приказывает слугам никого не пускать в дом, кроме дона Базилио – учителя пения Розины; он решает сегодня же жениться на своей воспитаннице. Альмавива в отчаянии, но Фигаро надеется что-нибудь придумать.
Обрадованный Альмавива обещает щедро вознаградить его.
Цирюльник предлагает графу спеть Розине канцонетту, в которой назваться вымышленным именем – «Линдор». Затем Фигаро советует графу переодеться солдатом и явиться в дом Бартоло на постой, а для усыпления бдительности опекуна притвориться пьяным. Альмавива одобряет этот план и щедро награждает цирюльника.

Действие второе
Розина написала Линдору письмо, которое надеется передать через цирюльника, но приход доктора Бартоло мешает ей договориться с цирюльником.
Появляется дон Базилио и сообщает доктору, что его соперник граф Альмавива приехал в Севилью. Бартоло в ужасе. Базилио утешает его, уверяя, что графа можно уничтожить клеветой.
Разговор подслушивает Фигаро, рассказывает Розине о пылкой любви Линдора и уговаривает Розину написать возлюбленному письмо. Тут выясняется, что письмо уже готово. Взяв письмо, Фигаро уходит.
Домоуправительница Берта, влюбленная в Бартоло, желает во что бы то ни стало выйти замуж за доктора.
В дом Бартоло под видом пьяного солдата вваливается Альмавива и показывает Бартоло билет для постоя. Шумом и криком графу удаётся привлечь к ним Розину. Тщетно Бартоло пытается выпроводить буяна: Альмавива продолжает шуметь, стараясь незаметно передать Розине любовную записку. Это замечает Бартоло, но Розина вместо записки показывает ему счёт от прачки. Бартоло возмущен, граф заступается за оскорблённую Розину. Назревает новая ссора.
Шум в доме Бартоло привлекает внимание горожан. В дом входит солдатский патруль – это переодетые музыканты, разыгрывающие Бартоло по просьбе Фигаро. Доктор просит арестовать пьяного, но тот показывает мнимому начальнику патруля документ, удостоверяющий его личность. Отряд почтительно салютует.
Доктор Бартоло вначале цепенеет от изумления, а затем вновь требует, чтобы «солдаты» арестовали непрошенного гостя.

Действие третье
В дом Бартоло приходит граф, переодевшись учителем пения. Он выдаёт себя за дона Алонсо – ученика дона Базилио и говорит, что пришел вместо заболевшего Базилио дать урок пения Розине. Чтобы завоевать доверие доктора, мнимый учитель рассказывает ему, что достал у любовницы графа записку Розины, эту записку можно показать Розине и настроить девушку против графа.
Бартоло восхищён этим предложением и зовёт Розину, которая узнаёт в доне Алонсо своего Линдора. Начинается урок пения.
Появляется Фигаро. Желая дать возможность влюблённым объясниться, цирюльник уговаривает Бартоло немедленно побриться. Доктор боится оставить Фигаро с Розиной и даёт ему связку ключей, чтобы цирюльник сам принес всё необходимое для бритья. Фигаро похищает ключ от балконной двери и уходит выполнять поручение доктора.
В соседней комнате раздаётся звон и грохот посуды – Фигаро отвлекает опекуна: Бартоло убегает на шум, влюбленные остаются наедине, и Альмавива просит Розину стать его женой.
Неожиданно появляется дон Базилио. Граф подкупает его и якобы больного выпроваживает.
Фигаро начинает брить доктора, а в это время Альмавива договаривается с Розиной, что похитит её этой ночью.
Ночь. Гроза. Бартоло узнаёт от Базилио, что мнимый дон Алонзо и был переодетый граф Альмавива. Доктор решает этой же ночью спешно жениться на своей воспитаннице и посылает Базилио за нотариусом. Сам Бартоло вызывает Розину и сообщает ей, что её Линдор только разыгрывает влюбленного, а на самом деле передаст её графу Альмавиве.
Розина возмущена вероломством Линдора, даёт согласие выйти замуж за своего опекуна и рассказывает ему, что этой ночью Линдор и Фигаро должны её похитить. Перепуганный доктор бежит за стражей.
Фигаро и Альмавива проникают в дом Бартоло, но Розина не хочет бежать с ними – она упрекает Линдора в предательстве. Тут мнимый Линдор сообщает девушке, что он и есть граф Альмавива. Влюбленные счастливы.
Появляются дон Базилио и нотариус. Альмавива и Фигаро перехватывают нотариуса, а учителю музыки граф предлагает выбрать одно из двух: или драгоценный перстень или смерть.
Базилио берет перстень и становится вторым свидетелем при подписании брачного контракта графа с Розиной.
Вбегает Бартоло с мнимой охраной и требует арестовать возлюбленного Розины. Граф открывает своё настоящее имя и сообщает, что Розина – его жена.
Мнимые солдаты снимают маски, и Бартоло понимает, что его одурачили.
Любовь победила благодаря помощи хитроумного Фигаро – цирюльника из Севильи.

Продолжительность: 2 ч. 45 мин.
Возраст зрителей: Купить билет Онлайн
Музыка: Джоаккино Россини
Постановщики:

Либретто Чезаре Стербини по одноимённой комедии Пьера Бомарше

  • Дирижёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Юрий Анисичкин
  • Дирижёр – Татьяна Шипулина
  • Режиссёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Александр Зыков
  • Художник-постановщик – Олег Пахомов
  • Хормейстер – заслуженный деятель искусств ВО, лауреат международных конкурсов Владимир Кушников

Галерея

Севильский цирюльник Севильский цирюльник Севильский цирюльник Севильский цирюльник Севильский цирюльник Севильский цирюльник Севильский цирюльник Севильский цирюльник