Министерство культуры Воронежской области
63й театральный сезон
Касса театра 8(473)255-39-27
  • Тайный брак
  • Тайный брак
  • Тайный брак
  • Тайный брак
  • Тайный брак
  • Тайный брак
  • Тайный брак
  • Тайный брак
  • Тайный брак
  • Тайный брак
  • Тайный брак
  • Тайный брак
  • Тайный брак
  • Тайный брак
  • Тайный брак
  • Тайный брак
  • Тайный брак

Тайный брак

Продолжительность:
2 часа 10 минут
Возраст зрителей:
12+
Музыка:
Доменико Чимароза
Постановщики:

Либретто Джованни Бертати

  • Дирижёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Юрий Анисичкин
  • Режиссёр-постановщик – Вадим Милков (Санкт-Петербург)
  • Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Валерий Кочиашвили
  • Хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств ВО, лауреат международных конкурсов Владимир Кушников
  • Описание

    комическая опера в 2-х действиях
    исполняется на русском языке

    История создания оперы

    В 1792 году Доменико Чимароза, один из самых известных неаполитанских композиторов, возвращается на родину из Петербурга, где проработал два года в должности придворного композитора Екатерины II. Остановившись в Вене, он получает от императора Леопольда заказ написать оперу. Либретто произведения принадлежит перу итальянского либреттиста Джованни Бертати. В качестве сюжета будущей оперы он избрал две пьесы - «Утаенный брак» английских драматургов Джорджа Колмена-старшего и Дэвида Гаррика и «Софи, или Скрытый брак» французской писательницы Мари Жанна Риккобони. Ещё одним источником творческого вдохновения для Бертати стала сатирическая серия картин «Модный брак», в котором английский художник Уильям Хогарт подверг осмеянию нравы высшего общества.

    Премьера оперы «Тайный брак» состоялась 7 февраля 1792 года в венском Бургтеатре и имела ошеломительный успех у публики. Императору Леопольду она понравилась настолько, что по окончании спектакля он потребовал немедленно повторить его вновь. «Тайный брак» стал единственной оперой в истории мирового музыкального театра, полностью сыгранной на бис сразу же после премьеры. Спектакль шёл в Вене ежедневно на протяжении трёх недель, и в течение того же года был поставлен в Праге, городах Германии, а в 1793 году - в Неаполе, миланском Ла Скала, Барселоне и Мадриде. В 1822 году опера была впервые представлена в России.

    Произведение являет собой образец позднего этапа развития жанра оперы-buffa. Характерный буффонный типаж героев оперы наделяется в то же время некоторыми индивидуальными чертами, что роднит данное сочинение с комическими операми В.Моцарта и Дж.Россини. В «Тайном браке» Д.Чимароза сохраняет характерные для музыкальной драматургии комической оперы внезапные тематические контрасты: буффонная стилистика перемежается с галантно-чувствительными и «аффектными» интонационными сферами, что существенно расширяет палитру музыкальных красок произведения.

    «Тайный брак» является единственным оперным сочинением Д.Чимароза, которое до сих пор исполняется на сценах музыкальных театров разных стран мира.

    О спектакле:

    Постановка 2004 года.

    Спектакль – лауреат ежегодного театрального конкурса Воронежского отделения СТД РФ в номинации «Лучший спектакль сезона».

    Режиссер-постановщик воронежской версии оперы Вадим Милков избрал путь стилизации спектакля в духе комедии dell’arte. Артисты, лица которых скрыты театральными масками, передают определённые характеры своих персонажей за счет выразительных сценических жестов и особого актёрского мастерства.

  • Краткое содержание

    Италия, 1780 год.

    Действие первое

    Каролина, дочь богатого купца Джеронимо, и конторщик Паолино, полюбив друг друга, тайно обвенчались. Страшась родительского гнева, они скрывают свой брак. Сегодня, кстати, есть основания рассчитывать на снисходительность отца: к Лизетте, её старшей сестре, сватается знатный граф Робинзон, и тщеславный старик, давно мечтающий породниться с аристократом, простит на радостях молодую чету.

    Джеронимо в прекрасном расположении духа: скоро явится высокородный жених. Отец не поскупится на приданое. Лизетта станет графиней, вне зависимости от того, сколько затрат уйдет на это. «Неужто счастье только в титуле супруга?» – простодушно спрашивает Каролина сестру. Этого достаточно для ссоры. Лизетта, оказывается, не сомневалась, что ей завидуют. Бурный конфликт оканчивается, однако, поражением старшей дочери Джеронимо, поскольку тётушка Фидальма на стороне Каролины: любви подвластны сердца бедняков и богачей, простолюдинов и знатных синьоров. Она сама любит неимущего Паолино!


    Фидальма предаётся мечтам о замужестве. Докладывают о прибытии графа Робинзона. Для него, порядком поиздержавшегося, брак с дочерью толстосума Джеронимо – спасение от острых финансовых затруднений. Ему прочат в жёны старшую из сестер, но, право, стоит постараться заполучить руку и сердце той, что зовётся Каролиной. Он начинает открыто ухаживать за младшей сестрой. Лизетта в сердцах покидает комнату. Джеронимо и Фидальма спешат вслед неудачливой невесте. Оставшись с графом наедине, Каролина хочет открыть ему свою тайну. Но её робкие намеки, вздохи и волнение превратно поняты самонадеянным аристократом. Его поведение грозит перейти рамки приличий. В комнату заглядывает Лизетта. Она поражена! Плутовка Каролина кокетничает с её женихом! Она будет мстить, весь город узнает об изменнице-сестре.


    Фидальма разнимает ссорящихся, Джеронимо, не в силах разобраться в происходящем, лишь усугубляет создавшийся переполох.

    Действие второе

    Джеронимо и граф обсуждают недавние события и не могут дать им подходящего объяснения. Граф раздумал жениться на Лизетте – она капризна и сварлива. Он хочет взять в жены Каролину, согласен даже на половину приданого, назначенного за старшей сестрой. Джеронимо не возражает при условии, что Робинзон договорится с Лизеттой сам.
    Паолино в отчаянии, ведь граф упрямо сватается к его жене. Он обращается за помощью к Фидальме – она так хорошо к нему относится. Ослеплённая любовью тётушка, приняв дружеское расположение юноши за пробудившееся чувство, а его сбивчивые речи за признание, раскрывает Паолино свои объятья. Новое потрясение превыше сил несчастного, он падает в обморок. Стараниями Каролины Паолино приходит в себя. Фидальма понимает, что обманулась в избраннике и решает мстить.


    Робинзон всеми правдами и неправдами отговаривает Лизетту от брака: он пьёт, он непостоянен в привязанностях и изменчив в любви. Это не смущает старшую сестру. Выведенный из терпения граф признаётся, что его не устраивает невеста, он хочет жениться на другой. Объединившись, Фидальма и Лизетта ставят Джеронимо ультиматум: либо Каролина в течение суток будет заключена в монастырь, либо Фидальма лишает брата прав на своё наследство. Нехотя купец соглашается.
    Тщетны мольбы Каролины – отец непреклонен. Фидальма и Лизетта торжествуют.


    Паолино считает, что единственный выход из создавшегося положения для него и Каролины – это бегство. Решено немедленно заняться приготовлениями к отъезду.
    Надеясь на случайную встречу, Робинзон прогуливается неподалёку от комнаты Каролины. За ним следует Лизетта, остерегаясь очередного подвоха от жениха. Сборы Каролины и Паолино сопровождаются лёгким шумом. А ревнивице Лизетте чудится за стеной поступь графа и его голос. Время действовать – решает она, их надо накрыть с поличным! Подчиняясь настойчивым требованиям, Каролина открывает дверь спальни. Теперь бегство невозможно. Молодым супругам остаётся признаться в тайном браке и молить о прощении. Удручённый мыслью о возможной потере приданого, Робинзон соглашается жениться на Лизетте. Джеронимо прощает молодожёнов и благословляет своих дочерей. Все счастливы – за исключением Фидальмы, которой, однако, ничего не остаётся, как поздравить молодых и присоединиться к всеобщему празднику.

  • Действующие лица

    • Джеронимо
    • Лизетта, дочь Джеронимо
    • Каролина, дочь Джеронимо
    • Фидальма, сестра Джеронимо
    • Паолино
    • Граф Робинзон
  • СМИ о спектакле

    Газета «Коммуна» / 22.05.2005 г.
    Текст: Людмила Романова, театровед

    Режиссер-постановщик Вадим Милков сделал динамичное, идущее в хорошем темпо-ритме зрелище. Заставить оперных артистов двигаться, причем не картонно-условно, как они привыкли, а как это требуется по действию, - наверное, было задачей сложной. Но результат того стоил. Все естественны, не только ансамблево поют, но и ансамблево играют, охотно и озорно исполняя порой довольно рискованные мизансцены, вполне, впрочем, в духе народной комедии.

Продолжительность:
2 часа 10 минут
Возраст зрителей:
12+
Музыка:
Доменико Чимароза
Постановщики:

Либретто Джованни Бертати

  • Дирижёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Юрий Анисичкин
  • Режиссёр-постановщик – Вадим Милков (Санкт-Петербург)
  • Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Валерий Кочиашвили
  • Хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств ВО, лауреат международных конкурсов Владимир Кушников