Департамент культуры Воронежской области
Касса театра 8(473)255-39-27
Дежурный администратор
8(473)253-16-13

Волшебная флейта

комическая опера в 2-х действиях
исполняется на русском языке

Либретто «Волшебной флейты» Моцарту предложил в марте 1791 года антрепренер одного из театров Эммануэль Шиканедер, который нашел сюжет в сборнике фантастических поэм «Джиннистан, или Избранные сказки про фей и духов» и обработал этот сюжет в духе популярных в то время народных феерий, полных экзотических чудес.
В этот сюжет Моцарт вложил серьезную морально-философскую идею, свои самые глубокие, заветные мысли. Многое впитавший из философии просветительства, он вдохновлялся идеалами равенства, братства людей, верой в победу добра, в конечное торжество света и разума. Возвышенная философия «Волшебной флейты» Моцарта привлекала к ней симпатии выдающихся творцов того времени: Бетховен среди всех моцартовских опер особенно выделял «Волшебную флейту», Гёте сравнивал её со второй частью своего «Фауста».
Гуманистические идеалы этой оперы носят характер наивной утопии, что было характерно для прогрессивных воззрений конца ХVIII века.
В трактовке Моцарта социальная утопия и фантастика перемешались с юмором, меткими жизненными наблюдениями, сочными бытовыми штрихами. Фантастические персонажи обрели характеры реальных людей. Злобная и мстительная Царица ночи оказалась деспотически упрямой и коварной женщиной. Дикарь-птицелов Папагено – симпатичным обывателем, любопытным, трусливым и болтливым весельчаком, мечтающим о бутылке вина и маленьком семейном счастье. Самый идеальный образ – Зарастро, олицетворение разума, добра, гармонии. Между его солнечным царством и царством ночи мечется Тамино, человек, ищущий истину и приходящий к ней через ряд испытаний.
«Волшебная флейта» – последняя опера Моцарта, его любимейшее создание. Премьера оперы состоялась 30 сентября 1791 года под управлением композитора за два с небольшим месяца до его смерти.

О спектакле:

Постановка 2011 года. Премьера состоялась 11 ноября.

Краткое содержание

Увертюра

В далекие-далекие времена у волшебника Зарастро и Царицы ночи родилась дочь Памина. Царица ночи стремилась обратить дочь к тьме и злу, а Зарастро – к добру и свету. Между родителями идет борьба за дочь, но ни один из них не может победить другого, так как силы их равны. Отец подарил Памине ВОЛШЕБНУЮ ФЛЕЙТУ, которую сам вырезал и вдохнул в неё божественную силу. Мелодия ВОЛШЕБНОЙ ФЛЕЙТЫ несет помощь каждому, кто в этом нуждается.
Принц Тамино по божественным предсказаниям должен влюбиться в Памину. Царица ночи и Зарастро знают: с кем из них Памина, с тем будет и Тамино.

Действие первое

Начинается охота за Тамино. В небе его преследует змей, которого послала Царица ночи. Придворные дамы Царицы ночи, чтобы завладеть Тамино, убивают змея. Они убеждают Тамино в том, что хотят ему добра и ведут его к Царице ночи, которая умоляет юношу спасти её дочь, похищенную коварным Зарастро. Дамы дарят Тамино портрет Памины и просят её найти.
Тамино готов отправиться на поиски Памины, ему дают в помощники Папагено – ловца птиц. Тамино вручают волшебную флейту, которая поможет ему преодолеть все препятствия, а Папагено дарят волшебные колокольчики, способные веселить сердца.
Тамино и Папагено отправляются на поиски Памины.
Во время пути принца подвергают испытаниям, которые ему трудно выдержать. Тамино, оставшись один, слышит звуки свирели Папагено, это значит, что Памина нашлась.
Тамино идет на зов свирели, но он разошелся с Папагено. Птицелов и Памина ищут Тамино, но дорогу им преграждает охранник Моностатос и пытается взять путников в плен. Папагено играет на колокольчиках, и Моностатос с охранниками пускаются в пляс.
Папагено и Памина продолжают поиски Тамино.
Звучат фанфары, и появляется Зарастро. Жители города торжественно встречают Зарастро, который оказывается не страшным чудовищем, как описывала его Царица ночи, а светлым, святым человеком.
Памина просит прощения у отца за то, что хотела убежать от него, спасаясь от Моностатоса. Волшебнику Зарастро известны чувства влюбленных – Памины и принца Тамино. Он прощает дочь. Появляется Моностатос, который поймал Тамино и передает его в руки Зарастро. Тамино и Памина, наконец, вместе, а Моностатос наказан. Зарастро сообщает собравшимся, что влюбленные должны пройти испытания, прежде чем войти в храм.

Действие второе

Зарастро раскрывает жрецами свой план: наступило время, когда они смогут использовать Тамино в борьбе с Царицей ночи. В ходе испытаний светлые силы Тамино должны увеличиться. Жрецы принимают план Зарастро и обещают помочь Тамино.
Одно из первых испытаний для Тамино и Папагено – испытание молчанием. Тамино не должен говорить с Паминой. Она расстроена и думает, что Тамино её разлюбил, поэтому хочет покончить жизнь самоубийством. Но принц молчит и это помогает ему выдержать первое испытание.
Царица ночи понимает, что не может вернуть Тамино и предлагает дочери убить Зарастро – ослабить светлые силы. Памина отказывается выполнить приказ матери.
Папагено никак не может найти себе любимую девушку. Вместо неё перед ним появляется старуха. Он расстроен и хочет умереть.
Ангелочки жалеют Папагено и приводят к нему Папагену. Выясняется, что это не старуха, а прекрасная девушка. Они счастливы.
Влюбленные Памина и Тамино под звуки волшебной флейты проходят испытание – огнём и водой – это значит, что силы света победили. Царица ночи не желает мириться с победой Зарастро и хочет обрушить весь свой гнев на храм Зарастро, но заключенная там масса добра и света её губят.

Добро и свет Зарастро побеждают тьму.

СМИ о спектакле:

Интернет-издание «OperaNews-ru» / 22.11.2011
Текст: Юлия Пнёва

Постановщики спектакля в Воронеже решили придерживаться современных тенденций в трактовке произведений Моцарта, то есть, проще говоря, перенести действие оперы из 13 века в век двадцать первый. Принц Тамино, например, предстаёт перед нами в образе чужестранного лётчика, потерпевшего крушение аккурат над владениями Царицы ночи. Три дамы «звёздной королевы» щеголяли с копьями и щитами в ботфортах на шпильках, напоминая вагнеровских валькирий, птицелов Папагено передвигался на велосипеде, а Памина, дочь Царицы ночи, напоминала чуть избалованную, но добрую современную модницу.
Хотелось бы отметить интересные режиссёрские задумки, направленные на то, чтобы расширить круг зрительской аудитории, в частности, парад зверей, когда на сцену вышли плюшевые жираф, панда, страус, павлин и обезьяна, чем весьма порадовали маленьких зрителей, да и не только их, признаюсь честно и откровенно. Интересны необычные декорации, сменяющие друг друга на протяжении действия, спецэффекты такие, как светящиеся книги жрецов храма мудрости в царстве Зарастро, одеяние Царицы ночи, выполненное из сияющих звёзд, ангелочки, катающиеся на роликовых коньках и многое другое. Можно сказать, что постановщики сделали всё возможное для того, чтобы привлечь внимание публики и держать его до финального конца, однако, не заботясь о том, как к этому новаторству и эклектизму отнесутся консервативно настроенные любители классических постановок.

Читать полностью

Текст, фото, видео в издании «Комсомольская правда-Воронеж»

Продолжительность: 2 ч. 30 мин.
Возраст зрителей: Купить билет Онлайн
Музыка: Вольфганг Амадей Моцарт
Постановщики:

Либретто Эммануэля Шиканедера

  • Дирижёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Юрий Анисичкин
  • Режиссёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Алекснадр Зыков
  • Художник-постановщик – заслуженный художник РФ Евгений Иванов (Германия)
  • Хормейстеры: заслуженный деятель искусств ВО, лауреат международных конкурсов Владимир Кушников, Ольга Щербань
  • Ассистент режиссёра – Жанна Чепела
  • Педагог по пластике – заслуженный артист Украины Владимир Сычёв

Галерея