Благородные оперетты Франца Легара
Франц Легар родился 30 апреля 1870 года в венгерском городке Комморне в семье военного капельмейстера. После окончания консерватории в Праге и нескольких лет работы театральным скрипачом и военным музыкантом он становится дирижером венского театра «Ан дер Вин» (1902). Со студенческих лет Легар не оставляет мысли о композиторском поприще. Он сочиняет вальсы, марши, песни, сонаты, скрипичные концерты, но более всего его влечет к себе музыкальный театр. Его первым музыкально-драматическим произведением была опера «Кукушка» (1896) на сюжет из жизни русских ссыльных, разработанный в духе веристской драмы. Музыка «Кукушки» мелодическим своеобразием и меланхолическим славянским тоном привлекла внимание В. Леона — известного сценариста, режиссера венского «Карл-театра». Первая совместная работа Легара и Леона — оперетта «Решетник» (1902) в характере словацкой народной комедии и поставленная почти одновременно с ней оперетта «Венские женщины» принесли композитору славу наследника Иоганна Штрауса.
По словам Легара, он пришел в новый для себя жанр, совершенно не ориентируясь в нем. Но незнание обернулось преимуществом: «Я смог создать свой собственный стиль оперетты», – говорил композитор. Этот стиль был найден в «Веселой вдове» (1905) на либретто В. Леона и Л. Штайна по пьесе А. Мельяка «Атташе посольства». Новизна «Веселой вдовы» связана с лирико-драматической трактовкой жанра, углублением характеров, психологической мотивировкой действия. Легар заявляет: «Я думаю, что шутливая оперетта не представляет интереса для сегодняшней публики... <...> Моя цель — облагородить оперетту». Новую роль в музыкальной драматургии приобретает танец, который способен заместить собой сольное высказывание или дуэтную сцену. Наконец, обращают на себя внимание новые стилевые средства — чувственное обаяние мелоса, броские оркестровые эффекты, свойственные, по отзывам критики, оперному и симфоническому, но никак не опереточному музыкальному языку.
Примечательно, что до последнего момента директор театра «Ан дер Вин» Карчаг настаивал на том, что музыка «Веселой вдовы» — это «никакая не музыка», премьеру ждет провал. Репетиции оперетты шли по ночам. Декорации были составлены из фрагментов оформления других оперетт, не было сшито ни одного костюма. Для участников бала в посольстве Карчаг разрешил взять туалеты из «Гейши».
Перед самой премьерой директор предложил Легару отказаться от нее, получив некоторое вознаграждение, «лишь бы не позорить театр». Легар со слезами согласился; к счастью, исполнители главных ролей, Мицци Гюнтер и Карл Тройман, уговорили его не сдаваться: «Коли все уже потеряно, хоть раз, но сыграем».
Уже первый акт оперетты потряс зрителей, аплодисментам не было конца, после второго акта разразилась овация, неслыханная даже в «Ан дер Вин», публика потребовала выхода авторов, и на сцену вместе с Легаром и актерами вышел раскланиваться улыбавшийся Карчаг — поистине опереточная ситуация. Легар победил: «Веселая вдова» покорила мир.
«Фольклор против рафинированности, музыкальная наивность против сверхкультуры, экзотика против венского элемента. И все это смешано в едином новом, незнакомо переливающемся общем тоне, который завоевал весь мир», — так писали об оперетте современники комопзитора.
Принципы, оформившиеся в «Веселой вдове», развиваются в последующих произведениях Легара. С 1909 по 1914 годы им были созданы сочинения, составившие классику жанра. Наиболее значительны «Княжеское дитя» (1909), «Граф Люксембург» (1909), «Цыганская любовь» (1910), «Ева» (1911), «Наконец одни!» (1914).
Начиная с «Графа Люксембурга» устанавливаются амплуа персонажей, складываются характерные приемы контрастного соотношения планов музыкально-сюжетной драматургии — лирико-драматического, каскадного и фарсового. Не лишенное политических намеков либретто в соединении с первоклассной музыкой обусловили мировой резонанс оперетты, которую Легар сочинял почти одновременно с «Цыганской любовью» и написал всего за три недели. Такое возможно только в расцвете творческих сил. Композитор не особенно был доволен своей работой, но мелодии его творения сразу же завладели миром. Премьера в театре «Ан дер Вин» была назначена на 12 ноября 1909 года. Легар боялся провала и надеялся только на невнимание зрителей к музыке. Он приятно ошибся. Спектакль имел ошеломляющий успех.
В середине 1920-х годов начинается последний период творчества композитора, завершившийся «Джудиттой», которая была поставлена в 1934 году. (Собственно, последней музыкально-сценической работой Легара стала опера «Бродячий певец» — переделка оперетты «Цыганская любовь», осуществленная в 1943 году по заказу Будапештского оперного театра.)
Умер Легар 20 октября 1948 года.
Поздние оперетты Легара уводят далеко в сторону от модели, созданной некогда им самим. Нет уже счастливой развязки, почти устраняется комедийное начало. По своей жанровой сущности это не комедии, а романтизированные лирические драмы. И в музыкальном отношении они тяготеют к мелодике оперного плана. Своеобразие этих сочинений настолько велико, что они получили в литературе специальное жанровое обозначение — «легариады». К их числу относятся «Паганини» (1925), «Царевич» (1927) — оперетта, повествующая о несчастной судьбе сына Петра I царевича Алексея, «Фридерика» (1928) — в основе ее сюжета любовь молодого Гёте к дочери зезенгеймского пастора Фридерике Брион, «китайская» оперетта «Страна улыбок» (1929) по мотивам более ранней легаровской «Желтой кофты», «испанская» «Джудитта», далеким прообразом которой могла послужить «Кармен». Но если драматургическая формула «Веселой вдовы» и последующих легаровских сочинений 1910-х годов стала, по выражению историка жанра Б. Груна, «рецептом успеха целой сценической культуры», то поздние опыты Легара не нашли продолжения. Они оказались своего рода экспериментом; им недостает того эстетического равновесия в соединении разнородных элементов, которым наделены классические его творения.
По статьям Н.Дегтяревой и Д.Самина