Театр в жизни выдающихся деятелей культуры
Число молодых зрителей, купивших билеты в Воронежский государственный театр оперы и балета по «Пушкинской карте», неуклонно растёт. Напоминаем, что перспектива попасть в театры, музеи и концерты, не тратя при этом собственных сбережений, появилась у молодёжи от 14 до 22 лет только в сентябре 2021.
Попробуем себе представить, кто бы из знаменитостей былых времён непременно воспользовался «Пушкинской картой»? Для этого обратимся к историям из жизни выдающихся деятелей культуры, а также вспомним о том, как полученный театральный опыт обогатил их личности и способствовал блестящей карьере.
Пример из жизни Антона Павловича Чехова.
В одном из своих писем, вспоминая молодые годы, он писал: «Театр давал мне когда-то много хорошего... Прежде для меня не было большего наслаждения, как сидеть в театре».
Юность Чехова прошла в Таганроге. Его земляки по праву гордились своим театром, который не уступал столичным и западноевропейским образцам. Увлечение театром было повальным. Но особенной популярностью он пользовался среди гимназистов. Для них театр был иным миром. Чехов вспоминал: «Посещая театр, мы за какие-нибудь три-четыре года развились, поумнели и почерпнули познаний гораздо больше, чем за все девять или десять лет пребывания в гимназии».
Однако гимназистам строго запрещалось посещение театра, разрешение давалось только в исключительных случаях за хорошие успехи в учебе и примерное поведение. Гимназическое начальство даже пыталось как-то войти в сговор с дирекцией театра, чтобы учредить «тщательный надзор за учениками». Но все было тщетно. Несмотря ни на какие запреты и наказания, гимназисты рвались в театр и проникали туда любыми способами. Изощрялись по-всякому, шли на любые уловки и хитрости – лишь бы обмануть бдительность педагогов и тайком побывать на театральном представлении.
Антон Чехов оказался страстным поклонником театра. Он испробовал все изобретённые гимназистами средства для тайного проникновения в зрительный зал: переодевался в штатское платье, гримировался, приклеивал усы, бороду, прошмыгивал «невидимкой» мимо контролёра. Проделывал он все это довольно искусно, так что не только учителя-надзиратели, но даже родственники не узнавали его. Однажды он так умело загримировался под убогого странника и попросил милостыню у своего родного дяди Митрофана Егоровича, что тот, не подозревая ничего, сжалился над несчастным и подал ему монетку. Антон Павлович очень гордился своей первой театральной победой.
В итоге Чехов и гимназию успешно закончил, и театр помог ему стать великим писателем и драматургом. Увлечённость театральным процессом стала мощным стимулом для дальнейшего самообразования, его детские театральные впечатления, наблюдения за артистами, давали сюжеты для первых успешных литературных произведений, а Чехов-драматург стоит не вершине пантеона величайших сочинителей пьес наряду с Шекспиром!
Пример из жизни Льва Самойловича Бакста – живописца, графика, театрального художника.
Лев Бакст (настоящее имя Лейб-Хаим (Лев) Розенберг) родился в городе Гродно в семье мелкого буржуа. Детство его прошло в Петербурге, где жил дед, любивший светскую жизнь и роскошь. Дед был модным портным, работал в Париже и получил возможность перебраться в Северную столицу. Он слыл большим театралом и привил эту страсть Льву. Еще в детстве будущий художник любил разыгрывать перед сёстрами сценки собственного сочинения. Вырезанные из книг и журналов фигурки превращались в героев этих инсценировок. А когда взрослые стали брать Льва с собой в театр, перед ним открылся целый волшебный мир. Тогда никто не мог и подумать о том, что именно увлечение театром кардинально повлияет на судьбу еврейского подростка, которому в царской России изначально была уготована участь проживания в пределах черты оседлости. Через много лет Бакст именно в театре найдет свое истинное призвание и мировую славу.
Поначалу Лев поступает вольным слушателем в Академию художеств, вместе с Сергеем Дягилевым вращается в кругу творческой молодёжи, под псевдонимом Бакст выставляет свои работы в картинных галереях, а получив признание и солидные гонорары, путешествует по Европе.
Начало ХХ века прошло в Европе под знаком «Русских сезонов» Дягилева, из которых позже выросла его же балетная антреприза. Ведущий живописец «Русских сезонов» Лев Бакст произвёл революцию в мировом театральном искусстве. С его подачи декорации, костюмы, сюжет, движение – перестали быть разрозненными частями целого и соединились воедино. Фактически, Бакст стал одним из символов искусства Серебряного века. Его театральные костюмы еще при жизни выставлялись в Лувре. Он был очень востребован как дизайнер тканей, интерьеров и аксессуаров, мебели и посуды, ювелирных изделий и даже автомобилей. Короли моды сотрудничали с Бакстом, его имя не сходило с обложек журналов. Америка за океаном страстно, желала заполучить Бакста. Увлечение театром, а также широкая эрудиция, неуемное воображение, дар колориста, музыкальность и огромное трудолюбие позволили Льву Баксту стать одной из наиболее ярких фигур блистательного художественного мира начала ХХ века.
Пример из жизни Константина Сергеевича Станиславского.
Настоящая фамилия реформата театра – Алексеев. В молодости живший в среде видных московских промышленников Константин Алексеев материально не нуждался. Семейный бизнес процветал, фабрика по производству канители приносила большой доход. Блестяще образованный Константин ещё в юности был включен в состав директоров фабрики и усердно занимался развитием производства. Но у состоятельных людей денежки счёт любят, поэтому нет сомнений в том, что Константин Сергеевич одним из первых воспользовался бы государственной субсидией на посещение театров. Ведь именно театр был в его жизни главной и самой большой любовью.
Вечерами юный Константин Сергеевич играл в любительском театральном кружке, усиленно занимался пластикой и вокалом с лучшими педагогами, учился на примерах актёров Малого театра. Затем он стал одним из основателей Московского Общества Искусства и Литературы, вложив в него личные финансовые средства. Он много играл в спектаклях на сцене Общества и добился признания. Дабы «не позорить фамилию», Константин принял театральный псевдоним Станиславский, но так и не смог оставить семейный бизнес ради искусства.
Весьма характерен случай, когда весной 1892 года Константин Сергеевич поехал за границу с целью изучить золотоканительное производство на лучших европейских предприятиях. Но когда он вернулся в Москву, на вокзале его встречал не кто-нибудь, а антрепренер Малого театра, который упал в ноги с просьбой – заменить в Ярославле внезапно заболевшего на гастролях актера Южина. И что же? Актёр Станиславский сразу же взял верх над менеджером Алексеевым. Он забыл о близких, ждавших его дома, о заграничном отчете и – с вокзала на вокзал – уже вечером играл в Ярославле в пьесе «Счастливец»… Лишь по окончании гастролей Константин отчитался перед негодующим отцом о деловом визите. А прощение получил только после того, как представил на суд правления смелый проект по реорганизации фабричного производства. Проект окончательно показал, что Константин Сергеевич может впоследствии возглавить семейный бизнес.
В историю Константин Сергеевич Станиславский вошёл не как один из бесчисленного ряда преуспевающих капиталистов конца XIX вв., а как выдающийся русский театральный режиссёр, актёр и преподаватель, теоретик сценического искусства, основатель знаменитой актерской системы, величайший реформатор театра!