Премьера гала-концерта «Мир балета Михаила Фокина»

Премьера гала-концерта «Мир балета Михаила Фокина»

12 октября на сцене Воронежского театра оперы и балета зрители впервые увидят гала-концерт «Мир балета Михаила Фокина», посвящённый творческому наследию выдающегося танцовщика и хореографа XX века. Начало в 18 часов.

За Михаилом Фокиным (1880-1942) закрепилась слава основателя современного романтического балета и яркого новатора. Его спектакли стали настоящим явлением в хореографическом искусстве.

В программе гала-концерта: известные хореографические номера «Умирающий лебедь» на музыку К.Сен-Санса, «Половецкие пляски» А.Бородина, а также самые впечатляющие сцены из балетов «Шехеразада» на музыку Н.Римского-Корсакова, «Шопениана» на фортепианные произведения Фредерика Шопена, «Видение Розы» на муз. К.Вебера, «Жар-птица» И.Стравинского, «Египетские ночи» на музыку А.Аренского и др.

В концерте примут участие ведущие солисты балета — заслуженные артисты Воронежской области Марта Луцко, Михаил Ветров, Иван Негробов, ведущие солисты Мария Стец, Максим Данилов, солисты и артисты балетной труппы театра.

Приглашаем перенестись в атмосферу особой эстетики танца выдающегося хореографа.

По ссылке билеты онлайн на гала-концерт. Действует Пушкинская карта.

Михаил Фокин родился 23 апреля 1880 года в Петербурге. По окончании Санкт-Петербургского театрального училища поступил в Мариинский театр, в котором позже стал балетмейстером. Постановки Фокина отличались новаторским сочетанием хореографии, музыки и оформления. Они производили фурор в России и Париже, где их представлял «Русский балет» Сергея Дягилева. Впоследствии переехав жить в США, Фокин в 20-х годах минувшего столетия открыл балетную школу и основал свою собственную балетную труппу. Фокин умер 22 августа 1942 года. Узнав о кончине своего друга, Сергей Рахманинов сказал: «Теперь все гении мертвы».

Фокин обрёл мировую славу реформатора балета: в хореографии опирался на новейшие открытия театра и искусства, старался передать через танец мироощущение человека начала ХХ века. «Он сражался во имя красоты, веря, что танец – не демонстрация превосходного исполнения, а искусство поэтических образов», – так один из исследователей танца отозвался о мастерстве хореографа.

Всего Фокин сочинил около 70 балетов, в том числе знаменитую миниатюру «Умирающий лебедь» для Анны Павловой.

«Умирающий лебедь»

Хореографическая композиция «Умирающий лебедь» стала одним из символов русской культуры. А всё началось с того, что прима-балерина Мариинского театра Анна Павлова попросила Михаила Фокина поставить для неё номер. Именно в тот момент Фокин разучивал на мандолине произведение Сен-Санса «Лебедь». Тогда ему и пришла идея взять эту музыку. Для постановки хореографии потребовались минуты. Фокин вспоминал, что это была почти импровизация. Павлова придала сложившемуся образу масштаб и определённый драматизм. Сценический костюм «лебедя» придумал знаменитый художник Лев Бакст. Балерина выходила в украшенной перьями пачке, к которой была приколота напоминающую рану красная брошь. «Умирающий лебедь» стал успешным благодаря тому, что вместо обычной вариации появился хореографический монолог с определённым сюжетом и тональностью. Многие великие балерины включали эту миниатюру в свой репертуар.

«Шехеразада»

Готовя второй «Русский сезон» в Париже, Сергей Дягилев решил воспользоваться симфонической сюитой «Шехеразада» Римского-Корсакова для постановки Фокиным одноимённого балета.

«Шехеразада» в блестящем исполнении дягилевской труппы имела колоссальный успех. Хореография балета была основана на сложных движениях нескольких групп танцоров, в которые вплетались индивидуальные па. На премьере главные партии танцевали Ида Рубинштейн и Вацлав Нижинский. Спектакль оформлял Лев Бакст и это была революция не только в балете, но и вообще в театральной и в модной жизни Парижа. Именно с этого спектакля берёт начало мода на все ориентальное. В моду вошли ориентальные дизайны, костюмы, головные уборы.

«Шопениана»

Балет на фортепианные произведения Фредерика Шопена в оркестровке Александра Глазунова впервые показали на благотворительном вечере в Мариинском театре. Во время работы над балетом Фокин ориентировался на 1830-е, времена Марии Тальони. Он изучил гравюры тех лет и заказал похожие костюмы: на всех танцовщицах были белые лифы с рукавами-фонариками, пышные длинные юбки и веночки из роз.

Фокин попросил балерин двигаться в «Шопениане» легко и как бы приглушённо, чтобы произвести на публику впечатление, подобное тому, которое охватывало зрителей Тальони. При этом танец в его балете оставался один на один с музыкой, героев фактически не было — только «Юноша» и «Сильфиды». И этого оказалось достаточно, чтобы публика увидела в «Шопениане» один из самых красивых балетов.

«Видение розы»

«С закрытыми глазами ищет Девушка, призывая, свое Видение. Spectre ни в одном движении не похож на обычного танцовщика, исполняющего для удовольствия публики свои вариации. Это – дух. Это – мечта. Это аромат розы, ласка ее нежных лепестков», – рассказывал Михаил Фокин о своем сочинении «Видение розы». Его идея родилась из стихотворения романтика Теофиля Готье:
Гляди, гляди, я призрак розы,
Тобою сорванной на бал…
Созданная для «Русских сезонов», эта миниатюра стала одним из символов дягилевской труппы. Фокин поставил балет для двух танцовщиков. Девушку танцевала Тамара Карсавина. Но, конечно, главным был Нижинского с его фантастическими прыжками. Образы первых исполнителей дуэта со знаменитых рисунков-афиш Жана Кокто для многих европейцев начала ХХ века ассоциировались со всем передовым в балете того времени.

«Египетские ночи»

Балет Антона Аренского в постановке Михаила Фокина был представлен в Париже в «Русских сезонах». Для этого спектакль был несколько изменён и даже переименован. Сюжет вращался вокруг легенды о египетской царице, пересказанной в новелле Теофиля Готье «Ночь Клеопатры».

В хореографическом решении балета Фокин отказался от канонов классической балетной техники и заимствовал позы с древнеегипетских фресок. Это было неожиданностью для публики, новым словом в искусстве. Костюмы и декорации Льва Бакста производили ошеломляющее впечатление. Неоднократно во время спектакля публика разражалась такими аплодисментами, что спектакль приходилось прерывать и даже замолкал оркестр.

«Половецкие пляски»

Опера Александра Бородина «Князь Игорь» – признанный мировой шедевр. А самая яркая и знаменитая её часть – синтез оперы и балета – Половецкие пляски, по праву признана одной из визитных карточек русской классической музыки. Это безусловный мировой хит.

Среди самых известных постановок знаменитого произведения стал спектакль, показанный в «Русских сезонах». Для него Фокин поставил Половецкие пляски заново. Талантливый хореограф с блеском воплотил в танце самые неистовые хореографические фантазии, которые вместе с тем удивительно точно отображали музыкальные образы композитора.

«Жар-птица»

Михаил Фокин так вспоминал о появлении «Жар-птицы» в афише дягилевской труппы: «Не хватало балета из русской жизни или на тему русской сказки. Все образы народной фантазии уже пошли на сцену. Только образ Жар-птицы остался еще неиспользованным, а между тем Жар-птица – самое фантастическое создание народной сказки и вместе с тем наиболее подходящее для танцевального воплощения. Но нет такой сказки о Жар-птице, которая бы целиком подошла к балету. Я взялся соединять различные народные сказки и сочинил по ним балетное либретто».

Балет по мотивам русских старинных сказок на музыку молодого композитора Игоря Стравинского в постановке Михаила Фокина ошеломил критику и зрителя. Стал новаторством в искусстве балета и в музыке.

 

Дата публикации: 22 сентября 2025