Равнение на классику
В последнее время, проходя мимо здания театра оперы и балета, радуюсь: в афише появилось больше спектаклей. На фасаде – современные баннеры, информирующие не только о премьерах, но и вводах в репертуарный спектакль новых солистов. Театр создает позитивный имидж, расширяет целевую аудиторию, борется за зрителя, используя современные способы распространения информации.
Билет через интернет
- Мы отказались от расклейки афиш по городу, - говорит директор Воронежского государственного театра оперы и балета Николай Попов. – Часто их заклеивают еще до того, как зритель их увидел – это деньги, выброшенные на ветер. Теперь театр украшают баннеры, которые заметны издалека. В планах заказать витрины с подсветкой, чтобы разместить их со стороны служебного входа – там тоже будут наши афиши. Обновили сайт, установили в кассах программу электронной продажи билетов. Кстати, сейчас билет в театр можно забронировать и оплатить через интернет, не выходя из дома – это тоже одно из наших нововведений.
Бельканто как средство от кризиса
Психологи утверждают, что в трудные времена люди хотят спрятаться от мрачной действительности. А где это лучше всего сделать, как не в оперном театре, где на сцене царят высокие чувства и отношения?
По сравнению с прошлым сезоном воронежский театр оперы и балета достиг рекордных показателей по продажам и посещаемости именно оперных спектаклей. На балет зритель всегда шел охотнее, а вот опера считается элитарным жанром, который близок не каждому. По статистике, на конец прошлого сезона оперу посетили 6950 зрителей. По данным на март 2015 года количество зрителей возросло на 30 процентов. Почему воронежцы вдруг полюбили оперу? Причина кроется, видимо, не только в грамотной рекламе: активном взаимодействии со СМИ, привлечении к работе волонтеров, которые распространяют информацию о спектаклях в соцсетях, подробной афише на сайте, где написаны не только названия и продолжительность спектакля, но и имена исполнителей. Театр живет интенсивной творческой жизнью. В последнее время в афише почти нет посторонних мероприятий, в месяц играется по двадцать – двадцать восемь спектаклей. Увеличивая количество оперных названий в афише, театр, конечно, шел на определенный риск, однако воронежцы поддержали эту репертуарную политику.
Интерес к опере подогрело открытие в этом сезоне малой сцены. Новая площадка сразу стала пользоваться вниманием слушателей, причем не только преданных поклонников вокального жанра, но и неофитов. «Девять жизней ожидания» и «MozArt» в постановке Жанны Чепела, «Странная история», поставленная Александром Прасоловым, – три премьеры на малой сцене за сезон. И это не считая концертных программ: шедевров песенной лирики Шуберта в постановке Дмитрия Башкирова, тематических «Когда поет душа народа», «Музыкальный калейдоскоп», «Песни войны». Сегодня в репертуаре театра пятнадцать опер на большой сцене, девять проектов на малой.
- Можно больше, - говорит художественный руководитель театра Дмитрий Морозов, – но опера – это дорогое удовольствие. Силы у нас есть, но мы не можем ставить спектакли без финансирования.
Обновлять репертуар без больших затрат можно с помощью концертных исполнений. Такая практика применяется во всем мире и пользуется спросом у слушателей. Воронежцы к этому пока не привыкли, хотя недавняя премьера «Орландо» Генделя показала, что концертная постановка при условии качественного исполнения может быть вполне жизнеспособной.
Воспитание театром
Учитывать мнение зрителя – главное правило в театре. Здесь регулярно проводят анкетирование (анкету можно получить в фойе на первом этаже и заполнить во время антракта), зрители отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, вносят предложения. Оставить отзыв можно и не выходя из дома, воспользовавшись обратной связью на сайте театра. По итогам таких опросов возникла акция «Воскресный балет»: дети приходят в театр вместе с родителями и смотрят спектакль «Чиполлино» - премьеру этого сезона. В воронежском театре оперы и балета не забывают и о старшем поколении: постоянно приглашают на концерты и спектакли ветеранов войны и труда. Осуществляют социально значимые проекты: акция «Искусство за здоровый образ жизни», проведенная совместно с благотворительным фондом «Центр здоровой молодежи», наглядно продемонстрировала действие музыкальной терапии. А еще в этом сезоне в воронежском оперном устроили «День открытых дверей»: провели экскурсию для школьников, в ходе которой дети узнали, как создаются костюмы, готовятся декорации. Отличный способ привлечения широкой публики к классике, которым пользуются такие театры, как «Метрополитен-опера». У нас, конечно, не Нью-Йорк, однако проблемы везде те же: неполные залы, нехватка средств на постановки, солидный возраст большинства любителей классической музыки… Ребрендинг воронежского театра оперы и балета, начатый с приходом нового руководства, уже дает свои плоды. Теперь нужно закрепить позиции.
текст: Елена Фомина