Спектакль «Балетные шедевры в оперной классике» завершает театральный сезон
26 июня Театр оперы и балета завершает 55-й театральный сезон самым масштабным спектаклем последних лет «Балетные шедевры в оперной классике». Его постановку осуществил народный артист СССР, Лауреат Государственных премий Владимир Васильев. Спектакль – это возобновление хореографии блистательных балетмейстеров прошлого века. Балетные фрагменты были созданы для оперных постановок Большого театра. Владимир Васильев перенес на воронежскую сцену «Польский акт» хореографа Ростислава Захарова из оперы М.Глинки «Иван Сусанин», «Вальпургиеву ночь» Леонида Лавровского из оперы Ш.Гуно «Фауст» и «Половецкие пляски» Касьяна Голейзовского из оперы А.Бородина «Князь Игорь». Балетные партии гармонично дополнены ариями и хоровым исполнением. Так, в «Польском акте» занят хор театра. Во втором отделении звучат ария Фауста и куплеты Мефистофеля. В третьем акте – арии князя Игоря и половецкого хана Кончака. Этот спектакль, безусловно, украшает репертуар театра. Его особая ценность заключена в том, что зрители имеют возможность ознакомится с выдающимися образцами искусства и получить объёмное представление о творчестве театра оперы и балета. Дирижёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Юрий Анисичкин, художник-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Валерий Кочиашвили.
В спектакле заняты солисты оперы: лауреат международных конкурсов Игорь Горностаев, Алексей Ковалёв, Иван Чернышов; солисты балета: заслуженная артиста ВО Светлана Носкова, лауреат международного конкурса Денис Каганер, дипломант международного конкурса Дина Болотова, Екатерина Любых, лауреат международного конкурса Ольга Негробова, Алексей Горбачёв, Вадим Мануковский, Александр Михирёв, солисты и артисты балета, артисты хора.
Из истории создания балетной сцены «Польский акт» из оперы М.Глинки «Иван Сусанин».
Первая классическая национальная русская опера на тему героического подвига русского крестьянина Ивана Сусанина во время русско-польской войны начала ХVII в. была написана М.И. Глинкой в 1836 году. Композитору было рекомендовано назвать оперу «Жизнь за царя». Её премьера состоялась 9 декабря 1836 г. в Петербургском Большом (Мариинском) театре.
Второй акт оперы, названный «Польским актом», открывается балетной сценой в старинном польском замке короля Сигизмунда III, где беспечно пирует надменная, уверенная в победе шляхта.
В советское время опера была поставлена в 1939 г. в Московском Большом театре уже под названием «Иван Сусанин». В следующей наиболее известной постановке оперы в Большом театре в 1945 г. «Польский акт» поставил балетмейстер Ростислав Захаров. Эта постановка была с успехом возобновлена на сцене Большого в 1997 г.
Из истории создания балетной сцены «Вальпургиева ночь» из оперы Ш.Гуно «Фауст».
Первая постановка оперы «Фауст» Ш.Гуно состоялась в Париже, в «Театре лирик» в 1859 г. Поначалу опера не имела большого успеха, но в 1869 г. композитором была сделана новая редакция, в которую добавлена балетная сцена – «Вальпургиева ночь». Именно в этой редакции опера заняла в мировом театральном репертуаре прочное место и стала наиболее часто исполняемой. Сюжетом для балетной сцены стал шабаш, на который попадают Фауст и Мефистофель.
В Х1Х веке в России «Вальпургиева ночь» шла в постановке Мариуса Петипа. В 1949 году выдающийся советский хореограф Леонид Лавровский создал в Большом театре собственную оригинальную версию балета.
Из истории создания балетной сцены «Половецкие пляски» из оперы А.Бородина «Князь Игорь».
Премьера оперы «Князь Игорь» А.Бородина, основанная на сюжете похода князей Игоря и Всеволода Святославовичей на половцев, воспетом в «Слове о полку Игореве», состоялась 23 октября 1890 г. в Петербурге на сцене Мариинского театра. В ней балетмейстер Лев Иванов создал самостоятельный одноактный балет в составе оперного спектакля.
19 мая 1909 г. в рамках «Русских сезонов» С.Дягилев в Театре Шатле в Париже огромный успех имела постановка этой сцены Михаилом Фокиным. В том же году эта постановка была показана и в Мариинском театре. В 1914 г. в Большом театре в составе оперного спектакля хореографию «Половецких плясок» сделал Александр Горский.
В настоящее время наиболее известной остаётся постановка «Половецких плясок» балетмейстера Касьяна Голейзовского, которую он осуществил в Большом театре сначала в 1934 г. в составе оперы режиссера Владимира Лосского, затем в 1953 г. – в постановке режиссера Леонида Баратова. Обе постановки были Экранизированы в 1951 и 1972 гг.