Департамент культуры Воронежской области
Касса театра 8(473)255-39-27
e-mail: operaibalet1@govvrn.ru

В Театре оперы и балета оправдались надежды на успех мировой премьеры оперы «Родина электричества»

03.06.2017

2 июня 2017 года VII Международный Платоновский фестиваль искусств открылся мировой премьерой оперы «Родина электричества», созданной композитором Глебом Седельниковым по мотивам произведений Андрея Платонова. Символично, что премьера состоялась в Воронеже – городе, где родился и долгое время жил Андрей Платонов, на сцене Воронежского государственного театра оперы и балета.

Опера о тяжёлых и прекрасных 20-х годах России XX века, наполненных революционной романтикой построения новой жизни, была написана композитором во второй половине минувшего столетия. Но, в основном из-за сложности музыкального материала, она целиком не ставилась в театрах, только отдельные фрагменты произведения были показаны в концертном исполнении. Своё первое сценическое воплощение опера получила накануне юбилейной даты – 100-летия революции 1917 года в России, события, коренным образом изменившего ход мировой истории.

Дирижёром-постановщиком спектакля выступил главный дирижёр театра, заслуженный деятель искусств РФ Юрий Анисичкин. Он ещё при жизни композитора Седельникова получил партитуру «Родины электричества» из рук автора музыки и либретто, и с того времени у него возникло желание выпустить оперу на воронежской сцене. Постановку спектакля осуществил известный драматический режиссёр Михаил Бычков – художественный руководитель Платоновского фестиваля искусств и Воронежского Камерного театра. Декорации к «Родине электричества» создал постоянный соавтор Бычкова – заслуженный художник России Николай Симонова (Москва).

На спектакле присутствовал губернатор Воронежской области Алексей Васильевич Гордеев с супругой Татьяной Гордеевой. Также в зале находились приехавшие на мероприятия Платоновского фестиваля видные российские деятели культуры, известные московские и воронежские критики, представители федеральных и региональных СМИ, и многочисленные поклонники музыкального искусства.

По мнению режиссёра-постановщика Михаила Бычкова знаковым является тот факт, что Платоновский фестиваль открылся полотном, повествующим о событиях, происходящих в маленькой деревне Рогачёвке под Воронежем, и связанных с биографией писателя, чьё имя фестиваль носит. Платонов сам участвовал в строительстве электростанции в Рогачёвке, и отразил свои наблюдения в рассказе «О потухшей лампе Ильича». Его ранняя проза, пронизанная революционным духом ожиданий перемен в жизни народа, была переосмыслена композитором. С высоты минувших лет в XXI веке авторы спектакля добавили своё понимание этой истории, открыли дополнительные смысловые грани. В итоге получился рассказ о России, о непростой жизни простых людей, об их устремлениях к новому миру, обретениях и потерях. И не смотря на то, что в финале электростанция, принёсшая свет новой жизни в темную Рогачёвку, сгорает на пожаре, устроенном кулаками, надежда и вера в собственные силы, в добро, вечно побеждающее, остаются с главными героями. А их в опере собралась целая артель.

На премьерном показе партию основателя трудовой артели и «строителя электрификации» Фрола исполнил Кирилл Афонин. В ролях его соратников выступили Максим Шабанов (Семён), лауреат международных конкурсов Алексей Тюхин (Прокофий Кузнецов), лауреат международного конкурса Анастасия Черноволос (Евдокия). Жителей Рогачёвки представили: лауреат международных конкурсов Полина Карташова (Старуха), Антон Оршанский (Фома), Сергей Мещерский (председатель сельсовета), Эмиль Гаджиев (секретарь сельсовета), заслуженный артист РФ Михаил Сыров (милиционер), дипломант международного конкурса Роман Дюдин (председатель уездного исполкома), Дарья Филиппова (сельская учительница), Игорь Ходяков (поп).

Но всё же главным исполнителем в музыкальной партитуре оперы является хор. Именно для него написано большинство вокальных фрагментов. И здесь нельзя не отметить большую успешную работу хора Театра оперы и балета под руководством главного хормейстера Ольги Щербань. Даже неискушённого слушателя поражает глубина и мощь звучания хора. И при этом и артисты хора, и солисты раскрываются как драматические артисты, выстраивают убедительные образы своих персонажей.

Достойно справился с поставленной задачей оркестр театра. И это сразу было отмечено профессионалами. Можно сказать, музыканты оперного театра под управлением Юрия Анисичкина впервые исполняли новаторскую современную музыку и подтвердили свой профессиональный статус и широкий диапазон возможностей оркестра.

Музыкальный язык оперы необычен, полон диссонансов и даёт толчок к развитию действия, в котором органично сплетаются лирика, философия и некий гротеск. Особо впечатляет художественное оформление постановки, выполненное в духе русского авангарда XX века. Помимо Николая Симонова над визуальным рядом спектакля работали ещё два московских художника: Юлия Ветрова – художник по костюмам и Иван Виноградов – художник по свету. Эффектное мультимедийное оформление спектакля выполнил Алексей Бычков.

«Родина электричества» – спектакль, который невозможно сравнить с какой-либо репертуарной постановкой Воронежского театра оперы и балета. Это отдельное произведение. Театр успешно освоил новый для себя современный музыкальный материал и подготовил проект, который с честью представил культуру региона на открытии Платоновского фестиваля искусств.

После окончания действа зрители горячо приветствовали постановщиков и артистов. В знак благодарности всем участникам спектакля помимо многочисленных букетов от публики на сцену вынесли цветочную корзину от губернатора Алексея Гордеева.

Вслед за поклонами состоялась творческая встреча Михаила Бычкова и Юрия Анисичкина со зрителями, на которой присутствовала вдова композитора Ольга Александровна Седельникова. По её словам театр с пониманием и энтузиазмом освоил сложнейший материал и она испытывает чувство большой благодарности к создателям постановки. По общему мнению собравшихся в зале, премьера получилась запоминающейся, впечатляющей и стала заметным событием культурной жизни города. В спектакле мощно представлено сочетание музыки, драматического искусства, сценографии. Он интересен и понятен зрителям всех возрастов. «Родина электричества» – это особый взгляд на платоновскую прозу, музыкальное приношение великому писателю от его земляков.

СМИ о мировой премьере оперы «Родина электричества»: