Воронежский балет на «Золотой Маске». Что это было?
«Золотая Маска» существует 25 лет. За эти годы экспертный совет «Маски» номинировал на театральную премию 151 балетный спектакль. Как правило, за звание лауреата «Золотой Маски» между собой сражались театры федерального значения из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и сам по себе региональный Пермский театр оперы и балета. И только 7 лучших, по мнению экспертов «Маски», российских постановок были выпущены региональными театрами из Красноярска (номинации в 2000 и 2006), Петрозаводска (2010, 2013), Саратова (2016), Самары (2019) и Воронежа (2019). (Для справки: по данным сайта http://probalet.info на сегодняшний день в России число региональных балетных трупп равно 22).
Появление воронежского балета на звёздном небосклоне отнюдь не случайно, а является результатом ежедневной, ежечасной, непрекращающейся работы всего коллектива во главе с главным балетмейстером, заслуженным артистом ВО Александром Литягиным. За последние 5 лет осуществлён качественный скачок в развитии от «скромной провинциальной труппы с былыми заслугами» до нового культурного бренда региона. Сегодня балетная труппа включает в свой репертуар сложнейшие спектакли без купюр и упрощений; проводит собственный балетный фестиваль, где наши артисты выступают в партнёрстве со звёздами российского и мирового балета; работает с именитыми балетмейстерами; выигрывает гранты на новые постановки и творческие проекты; приглашается на Всероссийские музыкальные фестивали и самое важное – собирает залы в своём родном театре. Именно любовь и поддержка зрителей сегодня, как и прежде, остаются для артистов источниками вдохновения и стимулом на пути к совершенству.
На «Маске» воронежские артисты выступали на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Очевидно, что как регионы не избалованы гастролями столичных знаменитостей, так и в столице выступление провинциалов – явление единичное. Поэтому зал был заполнен до отказа. Посмотреть «Корсара» из Воронежа» пришли и рядовые зрители, и тонкие знатоки балета, и ведущие музыкальные критики страны. В век интерна многие из них опубликовали в сети свои отзывы и суждениям, и таким образом выступление воронежцев на «Маске» не кануло в лету. Для театра очень важны все оценки, полученные от зрителей и специалистов. Разброс мнений зашкаливает от «виртуального вручения премий лауреатов» до жёсткой критики. Только не стоит забывать, что нас оценивают в одном ряду с ведущими мировыми балетными трупами, следовательно, пропасть, разделяющая Воронежский театр и федеральные театры, уже становится немного меньше.
На страницах Большого форума любителей оперы и балета (http://forum.balletfriends.ru) можно прочесть мнения знатоков и ценителей хореографического искусства (никнеймы авторов не публикуем).
***
«Корсар» воронежской версии остается той самой танцевальной махиной, что и в других театрах. И воронежская труппа «подняла» ее очень достойно.
Порывшись в своем архиве программок, обнаружил, что «Корсар» из Воронежа – это восьмой «Корсар», виденный мною «живьем» на сцене (видеозаписи не считаю). Если коротко, то сюда вошли «Корсары» отечественные (московско-петербургские), гастрольные в Москве (из Латвии) и зарубежные в моих поездках (Мюнхен, Нью-Йорк). Какие-то видел по разу, какие-то многократно (больше всего – в ГАБТ с Машей Александровой). По своему рейтингу лучшим «Корсаром» в мире я счел постановку Ратманского и Бурлаки.
Воронежская версия начинается с краткого пролога – Конрад, Бирбанто, Ланкедем с Медорой и Гюльнарой высаживаются с какой-то небольшой фелюги, на которой начался роман мужественного корсара и красавицы-гречанки. После адажио [Конрада и Медоры] рынок заполняется купцами и невольницами и текст в целом повторяет постановку в ГАБТ. Там есть вставка танца рабынь, которая сначала в ГАБТ отсутствовала, а потом появилась в миниатюре… В Воронеже Бурлака сильно расширил этот номер и по количеству участниц, и по длительности танца… …Дальше все знакомо: сладострастного пашу никто из девушек не привлекает, тогда ему показывают танец невольников получше (участие Гюльнары – не впервые, в других версиях такое случалось тоже), и Гюльнару Сеид-паша покупает в гарем. Потом проходит восьмичастная вариация Медоры в окружении пиратов, имитирующих греблю при полном штиле, продажа ее Сеид-паше, шуточный танец Медоры, вырывающей палочку у паши, танец пиратов, похищение пиратами Медоры, Гюльнары, танцорок и заодно Ланкедема.
В ГАБТ на этом заканчивалась первая картина 1-го акта, у воронежцев – сам 1-й акт, а 2-й акт – сцена в Гроте, на базе пиратов… Лучшим номером у воронежцев я счел здесь Форбан с блестящим исполнением характерного танца подруги Бирбанто – Луизы Литягиной (я бы наградил ее Золотой Маской, но она не номинирована, хотя это не мешает жюри присудить спецприз – пример Анна Жарова за Новосибирскую «Коппелию»). Бирбанто (Максим Данилов) тоже неплохо партнерствовал. Знаменитое любовное па-де-де танцевали Иван Негробов (Конрад, номинант на Маску) и Марта Луцко (Медора). Технически солидно, солист – хороший партнер, с прыжком, все поддержки выполнял уверенно. У Медоры хорошие стопы, длинные ноги, красивые линии… И зал на воронежский любовный дуэт отозвался с заслуженным энтузиазмом…
После Оживленного сада, пусть и не такого масштабного как в ГАБТ, но все равно красивого и танцевально увлекающего, действие развивается столь торопливо и сумбурно, что за ним трудно уследить и даже понять, что в этой суматохе Медору подменили Гюльнарой со всеми вытекающими последствиями. Тут уже не до Веерного па, которое решительно купировано, что для данной постановки в отсутствие автора – Ратманского – вполне логично.
…При всех сокращениях «Корсар» воронежской версии остается той самой танцевальной махиной, что и в других театрах. И воронежская труппа «подняла» ее очень достойно. Кажется, такой Маски не предусмотрено, но я бы придумал спецмаску жюри худруку (и ассистенту хореографа) Александру Литягину за отвагу и дотошную работу. Воронежский балет впервые вышел на Маску, и на радость выглядел очень прилично для не столичного театра. Во всяком случае, не хуже балетов в Милане, Дюссельдорфе, Дортмунде, Эссене и т.п. Желаю воронежцам дальнейших успехов и последующих встреч с московскими зрителями!
В любом случае желаю воронежцам спокойно отнестись к любому результату на Маске. Главное, выступили хорошо, познакомились с Москвой, наши зрители заполнили зал и приняли труппу восторженно. Очевидно, что самой труппе безусловно пойдет на пользу решение творческих задач, которые ставит многоплановый «Корсар». Да и сами артисты уже остались довольны, судя по их дружному крику после закрытия занавеса.
***
Просто здорово, что областной театр может позволить себе такой балет.
…Сразу скажу, что я не видела этот балет в БТ. Поэтому не могу сравнить постановки… Тем не менее.
Во – первых, я была приятно удивлена уровнем труппы, не ожидала, если честно. Главные герои (Марта Луцко и Иван Негробов) хотя и были несколько скованы в первом дуэте, очень скоро растанцевались и смотрелись замечательно. Па-де-де в гроте прошло на ура и при огромной поддержке зала, буквально были овации после вариаций. Марта и Иван – большие молодцы! Марта танцевала очень убедительно технически, хотя в общем и целом мне показалась несколько холодноватой и отстраненной. Но это не мешало ей притягивать взгляд и «царить» на сцене. Уверенные, без малейшего сбоя фуэте, с очень небольшим продвижением вперед. Иван танцевал и играл убедительно и темпераментно. Местами мне чуть казалась не совсем аккуратная мелкая техника, зато прыжки – легкие и красивые. Все поддержки выполнены были очень уверенно, хотя Иван – не богатырского сложения, а Марта достаточно высокая балерина. Очень понравилась Елизавета Корнеева (Гюльнара), очень красивая балерина, идеально сложена, мягкие и стелющиеся руки, воздушная и соблазнительная… Михаил Ветров, выйдя в партии Невольника, сразу обратил на себя внимание – очень хорош! …Максим Данилов (Бирбанто), пожалуй, не так запомнился лично мне, однако тоже все было достойно.
Кордебалет просто удивил, думаю, что труппа не такая и многочисленная, но в Оживленном Саду вышло 30 замечательных танцовщиц! Очень понравились характерные танцы. И совершенно очаровала Подруга Бирбанто – Луиза Литягина, ну до того ярка, ловка, темпераментна и красива была в костюме с шароварами, такой зажигательный танец!
Про постановку – все понравилось, классический сказочный спектакль. Возможно, местами даже чуть старомодный, но в этом и прелесть. Просто здорово, что областной театр может позволить себе такой балет. С декорациями, костюмами, многочисленным кордебалетом! Очень красивые декорации третьего действия, дворец паши, светлый, нарядный, даже элегантный. …Но самое главное – в этом спектакле много танца! Разнообразного, сложного, классического, характерного!
…В общем и целом, конечно, воронежцам можно позавидовать, что у них идет такой замечательный спектакль. А я, видя такую роскошь, еще раз погрустила, что сам МАМТ давно не выпускает новых полномасштабных спектаклей, вместо этого будет очередная Тройчатка эконом-балетов(( Большой спасибо всей труппе Воронежского театра за доставленное удовольствие!
***
Спектакль, на мой вкус, очень сбалансированный. Удачная пропорция и чередование танца и действия, так, что сюжет понятен, динамичен и не прерывается. Танца много, но не перегружено. Мимические сцены достаточно короткие, но ёмкие и понятные. Декорации впечатляющие, но не «забивают» происходящее на сцене, а обрамляют его. И продолжительность спектакля удачная.
***
Разделяю отличные отзывы – рядом сидели малышки с мамами и не отводили глаз от сцены) Красивый балет! Постановщика и художника, надеюсь, Золотая маска отметит!) Елизавета Корнеева (Гюльнара) показалась в начале очень юной – но так достойно провела всю партию! Я к своему стыду не знала, что в Воронеже есть хореографическое училище…
***
А вот на что сетуют критики.
Цитаты из публикации Майи Крыловой на портале Ревизор.ru.
Спектакль имеет пять номинаций на «Маску». Это очень щедро.
«Особое место в афише фестиваля [«Золотая Маска»] занимают «исторические» постановки старинных балетов. Их привезли из Самары и Воронежа, что само по себе удивительно и отрадно. Автор и реконструктор спектаклей Юрий Бурлака, как и сами версии, выдвинут на соискание национальной театральной премии.
…В Воронеже Бурлака поставил старого нового «Корсара»… В его задачу, как и в самарской «Эсмеральде», не входило объять необъятное. То есть восстановить невосстановимое. Но все, что можно было реконструировать – сделано. Правда, в итоге не со всем хочется согласиться: например, адажио главных героев в начале действия, с акробатическими высокими поддержками, будто взято из советского героического балета. Но этот прием, судя и по «Эсмеральде», Бурлаку не пугает. Даже наоборот: это видимо, маркер времени создания нынешней версии. Если уповать на эффекты машинерии (плывущий или тонущий корабль), она должна быть качественной, в противном случае лучше обойтись без нее. Чтобы не возникло пародийного эффекта. Есть вопросы по сценографии, а также по технике танца, координации и музыкальности – у некоторых исполнителей. Да и в массовых женских танцах на пуантах стоит подтянуть, например, выворотность.
…Спектакль имеет пять номинаций на «Маску». Это очень щедро.
«Конечно, в чем-то и «Корсар», и «Эсмеральда» – спектакли «на вырост», говорит Бурлака. – «Но это те балеты, которые труппа должна танцевать, чтобы развиваться, и в обоих театрах руководство это осознает». Ну, и 200-летие со дня рождения Петипа отметили».
***
В региональном театре нет ни средств, ни артистических кадров…
Разгромная статья балетного обозревателя ИД «Коммерсантъ» Татьяны Кузнецовой завершается надеждой автора на то, «что в следующие – уже не ознаменованные юбилеем Петипа – сезоны постановки классических балетов регионального значения не будут зачисляться в ранг национальных побед, несмотря на политику децентрализации, последовательно проводимую «Маской». На критика от спектакля повеяло «духом застойно-советских времен», когда «задирание ног к ушам» и т.п. Сравнивая картину «Оживлённый сад» в постановке Большого и Воронежского театров, Кузнецова пишет: «В воронежском спектакле эта 20-минутная сцена похожа на московский прототип не больше, чем «Лада» на «Мерседес». Далее, автор выражает слова сочувствия к театру, «потратившемуся на такое убожество», как финальная сцена кораблекрушения. (Появилось желание что-то подобное по форме и стилю изложения отыскать в комментариях под перепечатками статьи в местных СМИ. Но там авторы постов обсуждают темы, далёкие от качественных характеристик «Корсара»). Ближе к финалу Кузнецова резюмирует: «Нет, конечно, для воронежского театра этот «Корсар» – большое достижение и кассовый хит. Собственно, и в Москве зал был переполнен».
Тем не менее, именно авторитетная в балетном мире Татьяна Кузнецова, отметила приму воронежской балетной труппы Марту Луцко, написав в адрес артистки, что «…у Марты Луцко красивая стопа, эффектно выгнутая спина, в умелых руках партнера она крутит по 10 пируэтов, да и 32 фуэте сделала на пятачке сцены без единой помарки». Положительную оценку, хотя и с некоторыми оговорками, получил премьер воронежского балета Иван Негробов. А уж кого Кузнецова действительно одобрила, так это ведущего солиста Максима Данилова: «…Максим Данилов в роли злодея Бирбанто: танцевал легко и без оглядки на авторитеты, мимировал убедительно и горячо, благо и партнерша Луиза Литягина ему досталась темпераментная».
***
И как тут не порадоваться за региональный театр, который не просто стремится вырасти до некоего столичного уровня, но и неуклонно движется по этому пути, добиваясь успехов.
Обозреватель журнала «Балет» Александр Максов всегда стоял на стороне бережного отношения к классике. Максов видел премьерные показы «Корсара» в Воронеже и присутствовал на «масочном» выступлении в Москве. Вместе с критическими замечаниями в его публикации нашлось место и положительным отзывам. Он в целом выражает согласие с решением экспертного совета «Золотой Маски» выдвинуть «Корсар» на номинации, так как по его мнению «…само появление такого спектакля на региональной сцене заслуживает поощрения». Хотя и недостатки в спектакле есть – оркестру ещё следует поработать над чистотой звука, так как иногда нарушается баланс его звучания, и не все сценические решения постановки можно считать безупречными.
Также Максов прокомментировал отличия воронежского «Корсара» от других воплощений балета. «Желание иметь в своей сокровищнице старинный «Корсар» натолкнулось на необходимость учесть реальные возможности театра и труппы, в частности. И надо сказать, что проблема успешно решена благодаря трезвому взгляду на вещи, и конечно, изобретательности и таланту создателей спектакля. Именно поэтому «Корсар» Юрия Бурлаки, как и другие постановки воронежцев обретают качество оригинальности, эксклюзивности.
Бурлака ставил «Корсар» в Большом театре, но теперь создал новую версию спектакля. Для этого несколько подредактировал либретто.
Новизной повеяло от первой же сцены-пролога: на одном судне оказались предводитель пиратов Конрад, скрывающий свое подлинное имя и Исаак Ланкедем, с двумя невольницами – Гюльнарой и Медорой. Логично предположить, что именно здесь на палубе Конрад впервые повстречал Медору. Раннее утро, Адрианополь еще спит, и лишь Медора на своем балкончике ждет полюбившегося ей юношу. Она знает, Конрад непременно придет, и вскоре он действительно появляется, движимый страстным чувством. Об этом свидетельствует лирическое adagio героев с хореографий Константина Сергеева (его же, к слову, посчитав уместным, включил в свой спектакль и Юрий Григорович). Дуэт – пластический диалог – позволяет Конраду и Медоре не только объясниться, но и договориться о похищении… Все очень внятно, и события развиваются по вполне осмысленной колее.
Светает, на городской площади собираются друзья-пираты, приятель Бирбанто, Оживляются и рыночные торговцы. Вскоре сюда прибудет и правитель Сеид-паша со своими людьми, отбирая новых наложниц. Одним словом, Юрий Бурлака и его помощница Юлиана Малхасянц живописуют яркую картину восточного базара, умело вписывая в многолюдную и пеструю мозаику «живые» мизансцены и собственно виртуозный – Pas d`esclave на музыку П. Ольденбургского.
…для [воронежского спектакля] пришлось постановку несколько адаптировать. Тем не менее, даже в грандиозной картине «Оживленный сад» Бурлака ничем кардинальным не поступился. По необходимости отказавшись от мужских фигурантов с гирляндами и заменив клумбы вазами с цветами (требования размеров сцены воронежского театра) Бурлака скрупулезно и педантично хранит весь хореографический рисунок – комбинации и перестроения. Представлен один из вариантов оригиналов Петипа. Все показанные в Москве вариации авторства Петипа возникали в разное время в различных петербургских и московских редакциях «Корсара». Так что еще один герой спектакля – женский кордебалет. Картина «Оживленный сад» – «крепкий орешек» для любого театра. И надо констатировать, что воронежские артистки с честью справились с грандиозным ансамблем Петипа. Соблюдены все требования хореографии, стилистические нюансы. А подобная слаженность кордебалета положительно характеризует труппу не меньше, чем качество танца солисток (в трио одалисок Диана Егорова, Анастасия Ефремова, Екатерина Любых)».
Пожалуй, Иван Негробов в роли Конрада в этот раз превзошел себя. Вместе с любовью у его героя просыпается благородство, потребность душевного тепла. Ради избранницы Конрад идет на конфликт со своим ближайшим соратником Бирбанто. В то же время байронический романтизм влюбленного не отрицает железную волю главаря флибустьеров… Если говорить о технике, танец Негробова широк, и овеян героическими интонациями, позы артиста скульптурны, а образ в целом получился светлым и поэтичным. К слову исполнитель второй мужской роли Максим Данилов столь одарен драматическим дарованием и выразителен телом, что мог бы вполне посоревноваться с Негробовым в претензии на «Золотую маску», если бы был выдвинут экспертами. Под стать Данилову и его темпераментная партнерша Луиза Литягина, залихватски солирующая в характерных танцах («Танце корсаров 1 акта и «Форбане»). Замечательно поставлены и исполнены в балете бои и драки – редкий случай, когда от сценических потасовок не вжимаешься в кресло от ощущения фальши.
…В творчестве Марты Луцко наступила пора зрелости, и партия Медоры словно для нее создана. Восточные черты внешности придают артистке особую привлекательность в роли смуглой гречанки. Индивидуальность танцовщицы также пришлась как нельзя более кстати. Танцевальные данные благоприятны, а блистательное исполнение тридцати двух fouette практически не сойдя с места, убедили в ее технической свободе и вполне балеринских качествах характера.
… Елизавета Корнеева сумела сочетать красивый по чистоте линий танец с передачей эмоциональных состояний, меняющихся от печали девушки-пленницы до просветления красавицы, несмотря ни на что, радующейся молодости и жизни. Партнер балерины Михаил Ветров, возможно и вышел за пределы психологического рисунка роли (собственно, здесь играть особенно и нечего, больше почтительно кланяйся Сеиду-паше, да свой живой товар продавай «громче»), но привлек острой пластической выразительностью. В высоких прыжках он оказывается в своей полетной стихии, и оттуда с высоты динамично пикирует в эффектное глубокое plie.
Вообще надо сказать представление «Корсара» в Москве прошло на редкость успешно. И как тут не порадоваться за региональный театр, который не просто стремиться вырасти до некоего столичного уровня, но и неуклонно движется по этому пути, добиваясь успехов. Не знаю, в чем тут дело: то ли ответственность выступления в Москве подстегнуло, то ли просто в этот день артисты испытали особый драйв, но прилив творческого вдохновения испытали все». (Конец цитаты).
Так чем же запомнился Воронежский театр на «Золотой Маске»? В театре разделяют точку зрения большинства присутствующих в зале и наградивших артистов продолжительной овацией – запомнился успешным стартом на главном театральном фестивале страны. Труппе и руководству театра безусловно важно мнение критиков, но мнение зрителей по старинке остаётся в приоритете. И мы надеемся и верим, что зрители вместе с нами порадуются самому факту участия воронежских артистов и музыкантов в юбилейном фестивале «Маски». Но это уже пройденный этап. А впереди у воронежского балета новые амбициозные проекты в области неоклассики и современной хореографии.