Министерство культуры Воронежской области
Касса театра 8(473)255-39-27
e-mail: operaibalet1@govvrn.ru

Воронежский театр оперы и балета отметил юбилей Сергея Прокофьева

12.04.2016

В 2016 году исполняется 125 лет со дня рождения легендарного русского и советского композитора, дирижера и пианиста Сергея Прокофьева. Он признан одним из величайших композиторов 20 века, ему принадлежит авторство 11 опер, 7 балетов, 8 концертов, 7 симфоний и множества других произведений инструментальной и вокальной музыки. Хочется отметить, что в репертуар Воронежского театра оперы и балеты включены три балетных спектакля из музыкального наследия композитора, а 7 апреля стартовал фестиваль «Балетные шедевры Прокофьева на воронежской сцене».

Юрий Анисичкин, заслуженный деятель искусств РФ, главный дирижер Воронежского театра оперы и балета о произведениях Сергея Прокофьева:
«Это настолько одновременно мощная, трагическая музыка и одновременно изысканная, нежная, трепетная, в ней есть всё! Не только для совершенствования пластики солистов балета, но и для оркестра большая художественная задача».

«Каменный цветок» как путь к совершенству.

Фестиваль открылся для воронежского зрителя балетом «Каменный цветок». Это последнее произведение Прокофьева - он ушел из жизни, работая над оркестровкой отдельных сцен постановки. В своей музыке композитор стремился передать красоту Урала и в тоже время обратился к стихии народной песенности.
На сцене театра оперы и балета «Каменный цветок» представлен в постановке хореографа Юрия Мартыновича: «Мне хотелось в спектакле показать русский лиризм и человеческие взаимоотношения. По идее, каменный цветок – это как путь к совершенству. Это не значит, что Данила должен ходить по сцене с зубило в руках и высекать камень. Нет, это всё внутри!»
Партию Катерины исполнила прима-балерина театра, заслуженная артистка Воронежской области Светлана Носкова; Данила – Михаил Ветров. В роли Хозяйки Медной горы – Елизавета Мальковская, а Северьяна – Олег Рудометкин.

Светлана Носкова о музыке и своей героине:
«При постановке этого балета у нас возникли небольшие трудности с музыкой. Прокофьев сложный композитор и приходилось очень долго прислушиваться. Катерина – простая русская девушка, влюбленная в своего Данилу. Она борется за него. Можно сказать, что это бесстрашная героиня!».

Это балет о земной любви и метаниях мастера, который стремится к совершенству в творчестве. Но у него не получается создать идеал и как мастер он не может отдать несовершенную работу. Данила любит Катерину, но Хозяйка Медной горы увлекает его возможностью творить и постигать истинную красоту. Она показывает ему чудесный Каменный цветок, и он как зачарованный идет за ней. Хозяйка соблазняет его и как женщина, но это любовь холодная, основанная на рассудке. А ту самую теплую человеческую любовь ему может дать Катерина. Данила, верный своей любви, устремляется к Катерине, тем самым выбрав земную любовь! Но будет ли он счастлив? И сможет ли человек, одаренный таким талантом вести простую жизнь?

«Золушка» - сказка или реальность?

9 апреля зрители увидели балет «Золушка» в постановке народного артиста СССР и РФ Владимира Васильева. Конечно, этот спектакль более ориентирован на детскую публику, но это совсем не означает, что взрослому он будет не интересен!
В особый восторг приводит масштабно развернутая сцена бала. Именно в этот момент зритель особенно тонко чувствует то волшебство, которое происходит на сцене! Слаженная работа балетной труппы и оркестра, который под руководством Юрия Анисичкина исполнил завораживающую и романтическую музыку Прокофьева.
Главные партии в спектакле впервые исполнили Яна Черкашина и Александр Михирёв. В роли Мачехи выступил премьер театра Денис Каганер. Сначала у зрителя возникает вопрос, почему женскую роль исполняет мужчина? Но после выхода персонажа на сцену приходит понимание, что с помощью такого приема удалось наиболее точно передать сильный и жестокий характер Мачехи.
Сегодня жизнь человека прагматична и очень не хватает веры в добро, романтики, чистоты и даже где-то наивности. Балет «Золушка» по-настоящему, даже во взрослом зрителе, пробуждает желание поверить в то, что все самые сокровенные желания могут выйти за пределы сказки и стать реальностью!

Трагическая гибель влюбленных в «Ромео и Джульетте».

Завершился фестиваль 10 апреля постановкой «Ромео и Джульетта». Хореографию балета в редакции Михаила Лавровского на воронежской сцене воплотил балетмейстер-постановщик Сергей Антонов.
Музыка Прокофьева достаточно сложная и необычная. Её считали «нетанцевальной».
В 1940 году после премьеры балета Галина Уланова, исполнительница роли Джульетты, позволила себе шутливый тост на этот счёт: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Однако, танцевала она фантастически и ее Джульетта покорила весь мир.
Но со временем всё это сменилось восторженным отношением публики к музыке композитора.
Прокофьев ярко раскрывает основной конфликт шекспировской трагедии - столкновение светлой любви с родовой враждой старшего поколения. В каждом такте музыки ощущается главная драматургическая идея, которая сопровождается чувственной игрой и потрясающей пластикой артистов.
Главные партии исполнили мастера сцены, ведущие солисты театра Светлана Носкова и Денис Каганер.

Александр Литягин, лауреат международного конкурса, главный балетмейстер Воронежского театра оперы и балета:
«Сергей Прокофьев – легендарный композитор, который оставил огромное наследие как в опере, так и в балете. И мы хотим порадовать зрителей качественным балетом на эту потрясающую музыку!».

Текст - Ксения Тулинова