Юбилей балета П.Чайковского «Лебединое озеро» на воронежской сцене
История воронежского балета началась с классики. 6 августа 1961 года в исполнении молодой воронежской труппы зрители впервые увидели на сцене театра балет П.Чайковского «Лебединое озеро». С того времени на протяжении 55-и лет он значится в репертуарной афише. На первой премьере Одетту-Одиллию танцевала несравненная народная артистка России Набиля Валитова, в образе принца Зигфрида предстал солист труппы Яков Лившиц. Спустя 7 лет в 1968 году вышел балет в редакции постановщика К.Муллера. Основой для этих произведений стала хореография выдающихся балетмейстеров Мариуса Петипа и Льва Иванова к спектаклю Мариинского театра, который состоялся в Петербурге в 1895 году. В 1986 году балетмейстер-постановщик Е.Аксёнова предложила свою версию «Лебединого озера». Она отказалась от модных в то время новаций и оригинальных решений по отношению к постановкам классического балета и стремилась максимально приблизить этот спектакль к первоисточнику. За что критики сравнивали её работу с трудом бережных реставраторов. Зрителям запомнилась Одетта-Одиллия в исполнении заслуженной артистки РФ Сании Куртосмановой. Принца Зигфрида виртуозно танцевал народный артист РФ Анатолий Головань, премьер труппы в то время находился в самом расцвете творческих сил.
В настоящее время в театре идёт постановка 2003 года. Для её осуществления из Санкт-Петербурга пригласили балетмейстеров Д.Корнеева и И.Иванову. В их творческом багаже был большой профессиональный опыт, ведь до этого артисты танцевали «Лебединое озеро» на сцене Мариинского театра. В спектакль Корнеев перенёс редакцию народного артиста СССР Константина Сергеева к исконной классической хореографии Петипа и Иванова. Воронежцы увидели совершенно новый балет. Из четырёхактного он стал трехактным, значительно усложнилась хореография, добавились новые мизансцены, в финальное действие был включен вальс, который танцует весь кордебалет. Предыдущие редакции воронежских постановок отличались друг от друга некоторыми картинами и финалами, в которых в зависимости от видения авторов побеждало либо добро, либо зло. В новой версии произведения предпочтение было отдано торжеству добра. Дирижёром-постановщиком спектакля выступила Татьяна Шипулина. Масштабное сценическое оформление принадлежит главному художнику театра, заслуженному деятелю искусств РФ Валерию Кочиашвили. Под его руководством для спектакля было изготовлено 7 занавесов, более 150 костюмов, и в итоге спектакль поражает зрителей великолепием сценического оформления. Премьеру танцевали народная артистка РФ Татьяна Фролова и заслуженный артист РФ Владислав Иванов. За прошедшее время в спектакле выступало множество блистательных солистов, среди которых: заслуженный артист РФ Михаил Негробов, заслуженная артистка ВО Светлана Носкова, лауреаты международного конкурса Юлия Непомнящая, Денис Каганер, Александр Литягин, Иван Негробов, ведущая солистка Екатерина Любых и мн. др.
Постоянное возобновление спектакля в репертуаре свидетельствует о трепетном отношении театра к классическому наследию и о неуклонном стремлении труппы к творческому поиску. Именно эта постановка театра включена программу конкурса рецензий на спектакли театральных коллективов региона, проводимого с 1 июня 2016 г. департаментом культуры Воронежской области.
19 июня 2016 года юбилейный балет танцуют прима-балерина Юлия Непомнящая (Одетта-Одиллия) и премьер Иван Негробов (принц Зигфрид). В спектакле также заняты ведущие солисты: Михаил Ветров (Ротбарт), Вадим Мануковский (Шут), Александр Михирёв, Екатерина Любых, Яна Черкашина (pas de troi). В остальных ролях солисты и артисты балета и учащиеся Воронежского хореографического училища.