Министерство культуры Воронежской области
63й театральный сезон
Касса театра 8(473)255-39-27
  • Анюта
  • Анюта
  • Анюта
  • Анюта
  • Анюта
  • Анюта
  • Анюта
  • Анюта
  • Анюта
  • Анюта
  • Анюта
  • Анюта
  • Анюта
  • Анюта
  • Анюта

Анюта

Продолжительность:
2 ч.
Возраст зрителей:
12+
Музыка:
Валерий Гаврилин
Постановщики:

Либретто А.Белинского и В.Васильева по рассказу А.П.Чехова «Анна на шее»

  • Хореограф и постановщик – народный артист СССР и РФ, лауреат Государственных премий Владимир Васильев (Москва)
  • Дирижёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Юрий Анисичкин
  • Художник сценического оформления – заслуженный деятель искусств РФ Виктор Вольский (Москва)
  • Художник по костюмам – заслуженный деятель искусств РФ Рафаил Вольский (Москва)
  • Ассистент хореографа – Андрей Меланьин (Москва)
  • Описание

    балет в 2-х действиях на музыку Валерия Гаврилина

    История создания

    Создание балета «Анюта» являет собой уникальный случай в истории балетного искусства. Прежде чем появиться на театральных подмостках, балет изначально был создан в качестве фильма.
    Инициатором создания кинокартины был режиссёр Александр Белинский, который создал ряд фильмов-балетов: «Галатея», «Жиголо и Жиголетта», «Старое танго». Он решил создать спектакль на основе произведения А.П.Чехова, но определённости по отношению к первоисточнику у него не было.  Однако услышав однажды Вальс, созданный В.Гаврилиным, у А.Белинского родилась идея создания балета на сюжет «Анны на шее», а сочинение В.Гаврилина стало для него воплощением духа «чеховского вальса». В 1982 году фильм-балет «Анюта» вышел на экраны страны в телевизионной версии и тронул сердца миллионов зрителей.
    Успех фильма-балета в России и Европе заставил Владимира Васильева задуматься о постановке «Анюты» на театральной сцене. Были расширены хореографические номера, добавлена новая музыка и в 1986 году появился новый балет, обречённый на долгую сценическую жизнь.
    Мировая сценическая премьера «Анюты» состоялась 21 января 1986 года в театре «Сан-Карло» (Неаполь, Италия). В России балет был впервые представлен в Москве 31 марта 1986 года на сцене Большого театра.

    О спектакле

    Постановка 2008 года.

    «Произведения А.П.Чехова всегда привлекали сценаристов и режиссеров театра, кино и телевидения.
    Драматургическая точность характеров чеховских героев, многоплановость их поведения, неожиданность действий, красочность языка, точность в передаче атмосферы происходящего, удивительное понимание психологии «маленького человека» помогали многим актерам и режиссёрам в создании интереснейших спектаклей.
    Однако переносить большую литературу на язык хореографии, точно преобразуя живое слово в условный вид искусства, задача очень сложная.
    У больших писателей, вы, при минимальном воображении, всегда почувствуете пластичность образов, представите движение души героев, а, значит, и то, какими они выглядят внешне, и как это внешнее раскрывает их внутренний мир.
    Мне всегда казалось, что любое произведение Чехова хореографично. Вопрос заключается только в одном: какую форму передачи избрать, следуя за автором, или, скорее, вместе с ним. Мелодика и ритмика литературного произведения, которую мы, не слыша, ощущаем довольно явственно у больших писателей, на балетной сцене только тогда будет волновать, когда визуальное представление сольётся со слуховым: музыкой, шумами, безмолвными паузами и т.д.
    Я это говорю к тому, что представить себе форму выражения человеческой мысли языком хореографии без какого-либо из этих компонентов никогда не мог, а когда услышал музыку Валерия Гаврилина, композитора, выбранного режиссером Александром Белинским для телебалета «Анюта», то тогда и произошло то, что называется импульсом в работе творческого воображения. Мне и сейчас кажется удивительным слияние этих двух художников – художника слова и художника музыки.
    В своём подходе к созданию сегодняшнего спектакля мы, творческая группа – композитор, художник, хореограф-постановщик и дирижёр – стремились к ясности и простоте изложения известного рассказа А.Чехова «Анна на шее». Средства, которые мы избрали, новыми в области классического танца не назовёшь. Скорее это поиски уходящих в прошлое замечательных форм балетного спектакля. Здесь есть лирика, романтика, гротеск, комедийность, драматизм и трагизм ситуаций и положений».

    Владимир Васильев
    балетмейстер-постановщик, народный артист СССР и РФ, лауреат Государственных премий

    Орден Святой Анны
    Орден был учрежден в 1736 году Карлом Фридрихом в память умершей восемь лет назад жены Анны Петровны, русской царевны, приходившейся дочерью Петру I. По Установлению о Российских Орденах императора Павла I от 5 апреля 1797 года орден Святой Анны стал именоваться российским орденом и был разделен на три степени. В 1815 году для ордена была учреждена четвёртая степень. Девиз ордена – «Любящим Правду, Благочестие, Верность». Орденом награждали как за военные, так и за гражданские заслуги.
    «Анна на шее» – так называли в быту орден Анны II степени. Этот орден не низок и не высок. Его мог получить чиновник средней руки за долгую службу, особенно если к нему благоволило начальство.

  • Краткое содержание

    После смерти жены учитель провинциального городка Пётр Леонтьевич остаётся с тремя детьми: взрослой дочерью Анной и младшими сыновьями Петей и Андрюшей.
    Тоскуя по безвременно ушедшей жене, Пётр Леонтьевич всё чаще прикладывается к графинчику с водкой.
    Пожилой чиновник Модест Алексеевич сватается к Анне Петровне. Она соглашается на брак с ним, надеясь тем самым вырваться из серой, однообразной полуголодной жизни и спасти от нищеты свою семью.
    Анюта расстаётся со своей первой любовью – бедным студентом – и переезжает в дом Модеста Алексеевича. Очень скоро она понимает, что благо, на которое она рассчитывала – мираж; муж скуп, холоден, практичен и не намерен помогать родственникам жены.
    Наступает Рождество, а вместе с ним и праздничный бал, на котором Анюта покоряет своей молодостью, умом и красотой присутствующих мужчин.
    Все наперебой стараются завоевать внимание и симпатию молодой жены Модеста Алексеевича. Богатый барин Артынов, офицеры и, наконец, сам Его Сиятельство увлечены Анной Петровной. Они готовы всё сделать для того, чтобы угодить ей. От успеха, такого неожиданного и скоропалительного, у Анюты кружится голова.
    Внимание и любовь высшего общества провинциального городка заставляют её забыть обо всем: о ненавистном, тупом и глупом, как ей кажется, муже, о спивающемся отце, о несчастных братьях, живущих впроголодь, о недавно еще любимом студенте. Модест Алексеевич сразу же понимает, какую выгоду можно извлечь из достоинств своей жены, и поощряет «амуры» супруги.
    Карьера и положение в обществе для него выше других интересов. Очень скоро он получает орден Святой Анны и с нетерпением ожидает новых милостей от покровителей своей жены.
    Пётр Леонтьевич объявляется несостоятельным должником. У него описывают немногое оставшееся имущество, а его самого с детьми выгоняют на улицу в морозную предновогоднюю ночь.

    Действие первое

    1-я картина. Интерьер церкви. Отпевание матери Анюты. Чиновники, горожане, Пётр Леонтьевич, Анюта, Петя и Андрюша, священник, служка.
    2-я картина. Комната Петра Леонтьевича. Тоска. Воспоминание о былом счастье.
    3-я картина. Бульвар провинциального городка. Осень. Горожане, мелкопоместные дворяне, чиновники, офицеры, Артынов, студент, молоденькая девушка, Анюта, Пётр Леонтьевич, Петя и Андрюша, Модест Алексеевич.
    Ежедневные прогулки с интригами, сплетнями, пересудами и внешней респектабельностью. Предложение руки и сердца.
    4-я картина. Департамент. Модест Алексеевич и его подчиненные. Его Сиятельство. Бумажная волокита, гимн бюрократии.
    5-я картина. Опустевший бульвар. Вечер. Шарманщик, его жена, дворник, Пётр Леонтьевич, слушающий с умилением мелодию ушедшей молодости. Студент, Анюта. Прощание со студентом.
    6-я картина. Бульвар. «Веселье во хмелю». Цыганки. Кумушки. Чиновники, молодые горожанки. Свадебное шествие: Модест Алексеевич, Анюта. Петя, Андрюша, Пётр Леонтьевич, Артынов, офицеры. Унылая процессия на фоне смеха и веселья.
    7-я картина. Комната в доме Модеста Алексеевича. Отчаяние и безысходность Анюты. Размышления Модеста Алексеевича. Приход Петра Леонтьевича с детьми. Радость Анюты. Отход ко сну.
    8-я картина. Ночь. Сон Модеста. Орден. Странные видения. Модест Алексеевич, Анюта, чиновники.
    9-я картина. Утро. Пробуждение. Сюрприз для Анны.

    Действие второе

    10-я картина. Бал в дворянском собрании. Жарко. Шумно. Весело. Вальс с Артыновым. Цыганский танец. Тарантелла. Внимание Его Сиятельства. Пересуды. Пьяный Пётр Леонтьевич. Подобострастный Модест Алексеевич. Насмешка над Петром Леонтьевичем. Счастливая и опьяневшая от вина и успеха Анюта. Спотыкающийся Пётр Леонтьевич.
    11-я картина. Комната в доме Модеста Алексеевича. Возвращение с бала. Сон Анюты. Воспоминания о прежней любви. Пробуждение. Визитёры: офицеры, чиновники, Артынов, Его Сиятельство. Награждение Модеста Алексеевича орденом Святой Анны.
    12-я картина. Вариация Модеста. Свершилось!
    13-я картина. Департамент. Поздравления подчинённых. Гимн раболепству.
    14-я картина. Вечер. Комната Петра Леонтьевича. Вынос имущества. В последний раз любимая мелодия молодости на стареньком фортепиано. Судебный исполнитель, грузчики, Пётр Леонтьевич, Петя, Андрюша.
    15-я картина. Бульвар. Каток. Предновогодняя ночь. Сухо. Морозно. Весело. Шумно. Возбуждённая Анюта. Офицеры, Артынов, Его Сиятельство вьются вокруг Анюты. Студент с молодой девушкой. Катающаяся молодежь. Прогуливающиеся горожане. Шумная толпа вслед за Анютой покидает каток. Лед пустеет. Появляется Пётр Леонтьевич с детьми. Мимо них проносятся в праздничном веселье горожане, Артынов, офицеры, Его Сиятельство, Модест Алексеевич… и Анна, их милая Анюта…

  • Действующие лица

    • Анюта
    • Студент
    • Артынов
    • Модест Алексеевич
    • Его Сиятельство
    • Студентка
    • Пётр Леонтьевич
    • Офицеры
    • Щёголи
    • Три цыганки
  • СМИ о спектакле

    Интервью с Владимиром Васильевым

    «Российская газета» – Федеральный выпуск №4573 26.01.2008
    Текст: Геннадий Литвинцев

    В Воронежском театре оперы и балета прошла премьера «Анюты» в постановке Владимира Васильева. Знаменитый танцовщик и хореограф не только представил свой спектакль, но и станцевал в нем. Накануне премьеры артист ответил на вопросы «Российской газеты».
    Российская газета: Балет на музыку Валерия Гаврилина неразрывно связан в вашим именем режиссёра и танцовщика. Почему вы выбрали для новой постановки «Анюты» воронежский театр?
    Владимир Васильев: Вообще-то не я выбирал театр, а меня выбирали. В Воронеж пригласили сначала поставить «Золушку», её премьера состоялась чуть больше года назад. Почему меня? Наверное, когда-то видели мою «Золушку» в Кремлёвском театре, захотелось возродить спектакль, за что я благодарен. «Анюту» в нашей стране благодаря телевидению вообще посмотрели миллионы, она и создавалась в 1982 году режиссером Александром Белинским и мною в виде телеспектакля. В 1986 году на его основе я решился поставить двухактный балет – сначала в неаполитанском театре Сан-Карло, а спустя полгода в Большом. Неаполитанская «Анюта» получила в Италии приз как лучший музыкальный спектакль. А всего этот балет шёл в свое время на восьми различных сценах России и мира. И вот постановка в Воронеже, спустя двадцать лет. Как говорится, дважды в одну воду не войдёшь. Ведь тот спектакль ставился для конкретных исполнителей – Екатерины Максимовой, Гали Абайдулова...
    РГ: Владимира Васильева...
    Васильев: Да нет, то, что я станцевал отца Анюты Петра Леонтьевича, вышло совершенно случайно – долго не мог подобрать артиста для этой партии, в общем-то весьма необычной для классического балета. Потом взял и решил: «Да что мучиться, сам и станцую!» В этом особенность «Анюты» – без актёрского начала сделать ее невозможно. Так вот, с другими артистами рождается и другой спектакль, многое зависит от их индивидуальности. Да и сам, возвращаясь вроде бы к давно освоенному материалу, всякий раз нахожу что-то новое, тот или иной повод для переосмысления. Но осталось главное: несмотря на условность языка балета, зритель, как и прежде, должен увидеть точное отражение чеховских фраз, описаний, диалогов. Интонация чеховская должна сохраниться. Спектакль не сложен своими техническими приёмами, в нём главное – лирическое настроение, нюансы и полутона гаврилинской музыки.
    РГ: Нет ли у вас ощущения, что аудитория высокого искусства в наши дни резко сузилась? Сейчас классический балет, как и опера, творятся для избранных, а «масса» отдаётся примитивной попсе.
    Васильев: К сожалению, коммерциализация проникла не только на эстраду, но и в театры. Современный танец даже и технически много проще, легче классического. Соблазн быстрого успеха, лёгких денег губителен. Этому можно противопоставить только личный выбор каждого, кто считает себя мастером или просто профессионалом – не участвовать в профанации искусства, утверждать Красоту и Добро с большой буквы. А цинизм и торжество пошлости временны, это уже проходит, молодёжь начинает отворачиваться от подделок. Традиции русского балета становятся все востребованней.

Продолжительность:
2 ч.
Возраст зрителей:
12+
Музыка:
Валерий Гаврилин
Постановщики:

Либретто А.Белинского и В.Васильева по рассказу А.П.Чехова «Анна на шее»

  • Хореограф и постановщик – народный артист СССР и РФ, лауреат Государственных премий Владимир Васильев (Москва)
  • Дирижёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Юрий Анисичкин
  • Художник сценического оформления – заслуженный деятель искусств РФ Виктор Вольский (Москва)
  • Художник по костюмам – заслуженный деятель искусств РФ Рафаил Вольский (Москва)
  • Ассистент хореографа – Андрей Меланьин (Москва)