Департамент культуры Воронежской области
Касса театра 8(473)255-39-27
Дежурный администратор
8(473)253-16-13

Дон Жуан

опера в 2-х действиях
исполняется на итальянском языке с русскими титрами

«Дон-Жуан» – величайшая из когда-либо написанных опер. В подтверждение этого тезиса высказались по крайней мере три человека, имевших особое право на то, чтобы их мнение в этой области было услышано – Джоаккино Россини, Шарль Гуно и Рихард Вагнер.
Средневековая испанская легенда о «наказанном развратнике», обольстителе женщин Дон Жуане, является одним из самых популярных сюжетов в истории мирового театра. Она легла в основу множества театральных представлений – драматических, музыкальных, народных, кукольных, хореографических. В разное время этот герой привлекал внимание известных поэтов и драматургов самых разных стран. Среди них Тирсо де Молина, Шедуэл, Мольер, Гольдони, Пушкин. В год создания моцартовского шедевра только в Италии шло сразу несколько оперных спектаклей тот же сюжет.
История Дон-Жуана дала Моцарту повод для постановки проблемы личности. Его Дон-Жуан – это воплощение безрассудной отваги, кипучей энергии, неистребимого оптимизма и любви к жизни. Именно в жизнелюбии заключен главный секрет обаяния этого героя. Однако его эгоизм, презрение к законам морали становятся источником несчастья для всех, кого встречает Дон-Жуан на своем пути. Композитор подчеркнул двойственность, противоречивость Дон-Жуана. Это не просто «наказанный развратник», как в большинстве посвященных ему произведений, а сильная личность, живущая по своим собственным законам.
Моцарт создал замечательно глубокое сочинение, полное больших страстей и острых столкновений характеров. В каталоге своих сочинений он назвал «Дон Жуана» «веселой драмой» (drama giocoso). Такое определение нередко встречалось в жанре buffa, к которому, действительно, приближается эта опера. Однако ни в одной комической опере никогда не было такого накала страстей, таких резких столкновений смешного и возвышенного, балаганного и трагедийного, житейского и мистического, как в моцартовском «Дон Жуане».
Моцарт, по существу, открыл в «Дон Жуане» совершенно новый оперный жанр, который получил развитие в XIX веке – психологическую музыкальную драму.

Первое исполнение: Прага, Национальный театр, 29 октября 1787 года.

О спектакле:

Постановка 2016 года. Премьера в Воронежском театре состоялась 17 сентября 2016 года.

Вдохновлённый старинной легендой о Дон Жуане, дерзком искателе приключений, смелом и ловком соблазнителе женщин, Моцарт создал замечательно глубокое сочинение, полное больших страстей и острых столкновений характеров. С глубочайшим уважением к каждой написанной ноте, к замыслу композитора, не перенося действие в иные времена и пространства, тем не менее, театр создал новую оперу, созвучную нашему времени. Постановку «Дон Жуана» осуществил драматический режиссёр – художественный руководитель Воронежского Камерного театра и Платоновского фестиваля искусств Михаил Бычков. Дирижёр-постановщик - художественный руководитель оперного театра Андрей Огиевский.

В 2016 году спектакль «Дон Жуан» был номинирован на получение первой Национальной оперной премии «Онегин» по 4-м категориям. Звания лауреата премии в номинации «Мастер сцены» удостоен ведущий солист Воронежского театра оперы и балета, заслуженный артист ВО, лауреат международных конкурсов Игорь Горностаев за исполнение партии Лепорелло.

Краткое содержание.

Время действия: XVII век.
Место действия: Испания, Севилья и ее окрестности.

Действие первое

Ночь. Под стенами монастыря Лепорелло ожидает своего господина Дон Жуана, который проник в комнату Донны Анны, воспитанницы Командора. Появляется Дон Жуан, преследуемый Донной Анной. Услышав её призывы о помощи, появляется Командор и вызывает непрошенного гостя на поединок. Так и не увидев лица дерзкого кавалера, Донна Анна убегает за помощью. Дон Жуан не желает принимать вызов старого рыцаря. Однако Командор вынуждает его защищаться и получает от Дон Жуана смертельную рану. Дон Жуан скрывается вместе с Лепорелло. Донна Анна возвращается в сопровождении Дона Оттавио, который в нее влюблен. Увидев тело Командора, они клянутся отомстить убийце.

Дон Жуан огорчен своим невольным злодеянием. Лепорелло упрекает его в неправедности поступков. Внимание Дон Жуана привлекает молодая дама, прибывшая в монастырь в сопровождении камеристки. Дон Жуан приближается к даме и узнает в ней соблазненную, а затем оставленную им Донну Эльвиру. Она все еще любит Дон Жуана, но он никогда не возвращается к прошлому и ускользает от её упреков. Донна Эльвира остается с Лепорелло, который, чтобы освободить её от беспочвенных надежд, демонстрирует список любовных побед своего господина. Донна Эльвира твердо решает наказать вероломного возлюбленного.

Крестьяне и крестьянки собрались на венчание Церлины и Мазетто. В сопровождении Лепорелло появляется Дон Жуан и учтиво приветствует новобрачных. Ему приглянулась Церлина. Он приглашает всю компанию отпраздновать свадьбу в своем поместье и сам берётся проводить туда Церлину. Попытавшийся сопротивляться жених вынужден уступить угрозам Дон Жуана. Лепорелло уводит Мазетто, который, однако, жаждет объяснения с Церлиной.
Дон Жуан стремится соблазнить девушку ласковыми словами и обещаниями. Обаяние опытного кавалера велико, Церлина готова уступить его настояниям.
Неожиданное появление Донны Эльвиры мешает Дон Жуану осуществить его намерения, она обличает изменника и уводит с собой Церлину.

Подошедшие к Дон Жуану Донна Анна и Дон Оттавио стремятся заручиться его поддержкой, чтобы найти и наказать убийцу Командора.
Возвращается Донна Эльвира, жалуясь на прегрешения неверного возлюбленного, Дон Жуан оправдывает ее упреки болезнью и спешит увести несчаrстную.
Оставшаяся с Доном Оттавио, Донна Анна признаётся, что узнала в Дон Жуане своего соблазнителя и убийцу отца. Она призывает Дона Оттавио немедля отомстить злодею. Тот готов на всё, в том числе найти и наказать преступника, чтобы наконец добиться своей возлюбленной.

Лепорелло рассказывает Дон Жуану, как ловко он препроводил к тому в дом кампанию крестьян и как ему удалось избавиться от провожавшей туда Церлину Донны Эльвиры. Дон Жуан с воодушевлением готов присоединиться к празднику, надеясь там пополнить список соблазнённых им красоток.

Мазетто упрекает Церлину в неверности, но невеста успокаивает его, утверждая, что знатный кавалер не посягнул на ее честь. Появляется Дон Жуан, Мазетто прячется и подсматривает за ним и Церлиной. Увидев его, соблазнитель не растерявшись, приглашает Мазетто на танцы вместе с Церлиной.

Появляются Донна Анна, Донна Эльвира и Дон Оттавио, их лица скрыты масками. По приказу своего господина Лепорелло приглашает маски принять участие в празднике. Прежде чем присоедениться ко всем, Донна Анна, Донна Эльвира и Дон Оттавио взывают к небесам, дабы они помогли им покарать злодея.
Дон Жуан приглашает всех гостей поднять бокалы за любовь и свободу. Затем начинаются танцы, во время которых Лепорелло отвлекает Мазетто, а Дон Жуан увлекает Церлину в свои покои.
Танцы прерываются криками Церлины о помощи. Дон Жуан перекладывает вину за происшедшее на Лепорелло. Дон Оттавио, Донна Анна и Донна Эльвира снимают маски и предъявляют обвинения злодею. Дон Жуану удается бежать.

Действие второе

Лепорелло хочет перестать служить Дон Жуану. Однако деньги, которые ему предлагает господин, заставляют его остаться. Дон Жуан остаётся верен себе. Он задумал соблазнить камеристку Донны Эльвиры. Для этого необходимо отвлечь внимание госпожи и обменяться с Лепорелло одеждой. Тоскующую на балконе Донну Эльвиру Дон Жуан уверяет в своем раскаянье. Спустившись вниз она принимает Лепорелло за своего возлюбленного. Переодетый Лепорелло увлекает Эльвиру прочь.
Дон Жуан поет серенаду камеристке, но внезапно входит Мазетто в окружении вооруженных крестьян, собирающихся расправиться с соблазнителем Церлины. Неузнанный в одежде Лепорелло, Дон Жуан ловко направляет преследователей по ложному следу.
Оставшись наедине с Мазетто, он жестоко избивает простака и скрывается.
Подоспевшая Церлина укоряет своего жениха за ревность и принимается его нежно утешать.

Лепорелло тщетно пытается избавиться от Донны Эльвиры. К ним приближаются Донна Анна и Дон Оттавио. Затем появляются Церлина и Мазетто. Окружённый преследователями, принимающими его за Дон Жуана, Лепорелло вынужденно открывает свое лицо и, воспользовавшись общим смятением, скрывается. Дон Оттавио полон решимости предать убийцу Командора суду.
Несмотря на все нанесённые ей обиды, Донна Эльвира питает нежные чувства к бессердечному Дон Жуану.

Дон Жуан и Лепорелло, скрывающиеся от преследователей, встречаются ночью на кладбище. Смеясь, Дон Жуан рассказывает о своём последнем похождении: в костюме Лепорелло, неузнанный он соблазнил его жену. Но разговор Дон Жуана со слугой прерывает призрачный голос: «Смеяться кончишь ты этой же ночью». Это говорит статуя на могиле Командора. Вся бравада Дон Жуана улетучивается. Он приказывает слуге пригласить статую к себе на ужин, и каменный Командор принимает приглашение.

Дон Оттавио убеждает Донну Анну, что Дон Жуан скоро будет наказан по закону, и что у нее нет препятствий выйти за него замуж. Однако Дона Анна говорит ему о том, что её скорбь об отце ещё так сильна, что она пока не может думать о браке.

Дон Оттавио вновь выражает готовность разделить с Донной Анной все её страдания.

Дон Жуан готовится к ужину, на который приглашён Командор. Музыканты играют мелодии из популярных опер. Лепорелло и другие слуги подают блюда и напитки.
Пришедшая Донна Эльвира в последний раз пытается призвать Дон Жуана к праведной жизни. Но тот не поддается ее призывам. В отчаянии Донна Эльвира убегает. Появляется статуя Командора. Лепорелло прячется, а Дон Жуан остается лицом к лицу с мрачным призраком. Статуя призывает его к раскаянию. Дон Жуан не может отречься от своих убеждений и низвергается в ад.

Появляются Донна Анна, Донна Эльвира, Дон Оттавио, Церлина и Мазетто, чтобы передать Дон Жуана в руки правосудия. Лепорелло сообщает им о страшном конце своего господина. Мстители торжествуют – наконец-то развратный Дон Жуан понёс заслуженную кару.

Публикации в прессе:

Продолжительность: 3 ч. 15 мин.
Возраст зрителей: Купить билет Онлайн
Музыка: В.-А. Моцарт
Постановщики:

Либретто Лоренцо да Понте

  • Дирижёр-постановщик – Андрей Огиевский
  • Режиссёр-постановщик – Михаил Бычков
  • Художник-постановщик – Мария Вольская (Москва)
  • Хормейстеры: заслуженный деятель искусств ВО, лауреат международных конкурсов Владимир Кушников, Ольга Щербань
  • Балетмейстер-постановщик – лауреат международного конкурса Александр Литягин
  • Ассистент режиссёра – Анастасия Давыдкина (Москва)
  • Художник по свету – Иван Виноградов (Москва)
  • Видео – Алексей Бычков
  • Педагог-репетитор по сценическому бою – Александр Щукин

Галерея

Дон Жуан Дон Жуан Дон Жуан Дон Жуан Дон Жуан Дон Жуан Дон Жуан Дон Жуан Дон Жуан Дон Жуан Дон Жуан Дон Жуан Дон Жуан Дон Жуан Дон Жуан Дон Жуан Дон Жуан Дон Жуан Дон Жуан Дон Жуан Дон Жуан Дон Жуан Дон Жуан Дон Жуан Дон Жуан Дон Жуан Дон Жуан Дон Жуан Дон Жуан