Департамент культуры Воронежской области
Касса театра 8(473)255-39-27
Дежурный администратор
8(473)253-16-13

Паяцы

опера в 2-х действиях
исполняется на итальянском языке

Всемирное признание итальянскому композитору Руджеро Леонкавалло (1858-1919) принесла опера «Паяцы». Текст либретто написал сам Леонкавалло, взяв за основу жизненную историю. Принять считать, что сюжетом послужило реальное событие, происшедшее в калабрийской деревне Монтальто, где находилось имение отца композитора. Один актёр из бродячей труппы по окончании представления зарезал жену и её любовника, служившего к тому же в доме семьи Леонкавалло. Композитор, который был тогда ребёнком, присутствовал при этой сцене, а его отец, представитель судебных властей, приговорил совершившего двойное убийство к тюремному заключению. В прологе оперы сказано: «Автор стремился изобразить саму жизнь... и вдохновлялся правдой». Эта правда всплыла в памяти Леонкавалло, и он, либреттист и композитор, запечатлел её ещё живой трепетной, словно на фотографическом снимке.
Остались свидетельства того, что драматург Катулл Мендез угрожал подать в суд на Леонкавалло за плагиат на основании сходства ситуации с той, что описана в его популярной в свое время драме «Девушка из табора» (с музыкальными фрагментами, написанными Шабрие). В этой пьесе актер также убивает свою жену по ходу исполнения пьесы в пьесе. Но есть гораздо более раннее произведение, написанное в начале XIX века, в котором используется подобный прием, а его идея на самом деле восходит к еще более ранним временам – по крайней мере к «Испанской трагедии» Томаса Кида. В конце концов Мендез забрал назад свои обвинения и – больше того – принес искренние извинения Леонкавалло.

Первое исполнение: Миланский оперный театр, 21 мая 1892 года. Премьера имела огромный успех. Вскоре опера обошла все подмостки мира и по сей день сохраняется в репертуаре ведущих оперных театров.

О спектакле:

Постановка 2012 года. Премьера состоялась 1 марта.

Режиссер воронежского спектакля – выпускник ГИТИСа Павел Сорокин (мастерская Дмитрия Бертмана). «Паяцы» Леонкавалло – его вторая большая работа на сцене и дебют в опере. Сорокин переписал классическую историю и предложил собственную режиссерскую концепцию. Он перенес действие в нашу эпоху. В одном из своих интервью Сорокин признался, что осовременивая оперу не рассчитывал на эпатаж, а стремился сделать спектакль, который было бы интересно смотреть ему самому.
«Паяцев» называют манифестом веризма. Это направление в итальянском искусстве конца 19-го века декларировало правдивость и открытость чувств. В музыке Леонкавалло эта открытость проявляется и в оркестровом изложении, и в вокальных партиях.
Павел Сорокин отнесся к композиторской партитуре с уважением, хоть и написал свое либретто, которое тоже подчинено музыкальному развитию.

Краткое содержание

Пролог

Сцена представляет собой место преступления. Совсем недавно здесь завершилась кровавая драма. Тонио – главный подозреваемый. Он даёт показания полицейским. Но Тонио осуждён несправедливо… Так кто же преступник… или преступники?..

Первое действие

В большом зале идёт приготовление к свадьбе. Собравшиеся гости чествуют жениха и ждут появления невесты. В зал входят комедианты, приглашённые на свадьбу для развлечения гостей: это их руководитель Канио, его жена Недда и актёры Тонио и Пеппе. Случайно жених (Сильвио) сталкивается с Неддой. Канио, который ревнует её ко всем представителям мужского пола, разводит смотрящих друг другу в глаза Сильвио и Недду.
Представление начнётся ровно в восемь, а пока один из гостей предлагает артистам присоединиться к ним и пойти выпить. Канио и Пеппе с удовольствием соглашаются и приглашают с собой Тонио, но тот отказывается. Он затаил обиду на оскорбившего его ревнивца Канио. И ревность его небезосновательна. После шутки одного из гостей о том, что Тонио хочет остаться, чтобы ухаживать за Неддой уже подвыпивший Канио вымещает свою злость на жене у всех на глазах.
Наконец, выходит невеста. Сильвио, даже держа в своей руке руку будущей жены, не отрывает взгляда от Недды. Она тоже не прочь пофлиртовать с Сильвио, да и не только с ним… Жених с невестой и гости уходят в соседний зал для совершения обряда венчания.
Недда остаётся одна. Уставшая от пьянства и жестокости Канио, она ищет для себя утешение. Ей не нравится «кочевая» жизнь артистов. Она хочет спокойствия и уюта, как здесь, в этом доме.
Незаметно подкравшийся Тонио объясняется Недде в любви, но на самом деле хочет удовлетворить свою похоть. Недда провоцирует его, смеясь над ним и в то же время флиртуя. Когда Тонио пытается взять её силой, Недда бьёт его ремнём по лицу и пытается задушить. В бессильной ярости Тонио уходит, угрожая жестокой местью.
Пренебрегая опасностью, появляется новоиспечённый муж – Сильвио. Он соблазнён лёгким флиртом со стороны Недды, предлагает ей стать его любовницей и уйти от Канио. Недда старается казаться неприступной, но, в конце концов, соглашается на уговоры Сильвио. Любовники не замечают, что их откровенный разговор слышит сначала Тонио, а затем и теперь уже жена Сильвио. Она бросается в свой будуар, где берёт пистолет, решившись на отмщение.
Неожиданно раздаётся гневный возглас Канио, которого привёл оскорблённый Тонио. Однако Сильвио успевает убежать незамеченным. Канио требует, чтобы Недда назвала имя любовника, но она молчит. Тогда он бросается к ней с ножом. Подоспевший вовремя Пеппе силой удерживает Канио, а Тонио успокаивает его, говоря, что беглец обязательно придёт на представление и тогда чем-нибудь выдаст себя.
Близится назначенное время – восемь часов.

Второе действие

Тот же зал. Праздник близится к своему завершению. Время вывозить свадебный торт. Раздаётся звонок к началу импровизированного представления.
Его сюжет до боли напоминает то, что происходило здесь до этого момента. Таддео (Тонио) влюблён в Коломбину (Недда), которая, однако, отдаёт предпочтение Арлекину (Пеппе). Любовное свидание прерывает Паяц (Канио). Прощальные слова Коломбины, обращённые к Арлекину, потрясают Канио – это те самые слова, которыми Недда утром провожала любовника.
С новой силой вспыхнула ревность, и, чтобы запугать Недду, Канио вырывает из рук сына кого-то из гостей игрушечный, как он думает, пистолетик. Но пистолет оказывается заряженным. Это мальчишка, увидев торчащий из сумочки невесты пистолет, решил поиграть с ним, не подозревая, что он окажется настоящим.
Раздаётся выстрел… Сам того не желая, Канио стреляет в жену. Гости в ужасе разбегаются. Недда зовёт на помощь Сильвио. Тот ударом ножа убивает обезумевшего Канио и бросается к Недде. В это время жена Сильвио поднимает брошенный Канио пистолет и стреляет в мужа.
Потрясенный Тонио, медленно подходит к ней и забирает пистолет из её рук. Появляются полицейские. Видя в руках Тонио пистолет, его арестовывают.
«La commedia e finite»

СМИ о спектакле:

Продолжительность: 1 ч. 50 мин.
Возраст зрителей: Купить билет Онлайн
Музыка: Руджеро Леонкавалло
Постановщики:

Либретто Руджеро Леонкавалло

  • Дирижёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Юрий Анисичкин
  • Режиссёр-постановщик – Павел Сорокин (Москва)
  • Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Валерий Кочиашвили
  • Хормейстеры: заслуженный деятель искусств ВО, лауреат международных конкурсов Владимир Кушников, Олбга Щербань

Галерея

Паяцы Паяцы Паяцы Паяцы Паяцы Паяцы Паяцы Паяцы Паяцы Паяцы