Департамент культуры Воронежской области
Касса театра 8(473)255-39-27
Дежурный администратор
8(473)253-16-13

Царская невеста

опера в 4-х действиях

Опера «Царская невеста» – шедевр русской и мировой оперной классики, одна из самых драматических русских опер.
Это спектакль о русской душе, в недрах которой всегда останется место для чистоты, жертвенности и милосердия, о страстной, опаляющей и сжигающей всё вокруг себя любви. В то же время, это спектакль и о страшных годах России, когда власть творила беззаконие, а человек становился игрушкой в её руках. Опера написана по одноимённой драме Л.Мея в основу которой легло историческое событие – третья по счету женитьба царя Ивана Грозного. Драма не претендует на историческую достоверность, но рисует яркие характеры в необычайно драматичных обстоятельствах, которые в опере ещё больше усиливаются благодаря гениальной музыке Н. Римского-Корсакова. В музыке «Царской невесты» поражает обилие арий, сложных ансамблей. Богатство её мелодий удивительно, выразительность их огромна. Они, как писал Асафьев, точно «вздохи из глубины сердца». Это обилие мелодий составляет своеобразие «Царской невесты» и делает её близкой и понятной любому слушателю. Характер этих мелодий, как и весь стиль оперы, глубоко национален и самобытен.

О спектакле:

Постановка 1997 года.

Относящаяся к периоду самого яркого расцвета таланта Римского-Корсакова, «Царская невеста» является одним из шедевров из репертуара театра. На сцене Воронежского театра оперы и балета эта опера много лет идёт с неизменным успехом. Дирижёр-постановщик спектакля – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Юрий Анисичкин, режиссёр-постановщик – Валентина Александрова. Спектакль имеет самобытное и впечатляющее сценическое оформление. Декорации для него изготовлены по эскизам известного художника заслуженного деятеля искусств РФ Виктора Цыбина.

Краткое содержание

Действие первое

«Пирушка»
Опричник Григорий Грязной ждёт к себе гостей. Сам он невесел. С недавних пор ему наскучили лихие забавы. Он впервые в жизни испытал чувство настоящей любви. Напрасно засылал Грязной сватов к отцу полюбившейся ему Марфы. Купец Собакин наотрез отказал ему, сказав, что Марфа уже просватана за боярина Ивана Лыкова. Стремясь забыться, Григорий созвал к себе на пирушку опричников во главе с Малютой Скуратовым. Среди гостей царский лекарь Бомелий и Иван Лыков. Гости славят радушие и гостеприимство хозяина. Лыков, недавно возвратившийся из заморских стран, рассказывает о том, что видел. Свой рассказ он заканчивает здравицей в честь мудрого государя Ивана IV. Пением и плясками песенников и песенниц Грязной развлекает гостей.
Захмелевший Малюта Скуратов вдруг вспоминает о своей крестнице Любаше, любовнице Грязного, живущей в его доме.
Любаша славится своим чудесным голосом и мастерством петь песни. Она любит Грязного. Тот же, увлечённый Марфой, отстраняет её от себя. Тяжело на сердце у Любаши, и потому так трагична песня, которую она распевает по просьбе Малюты. После пения Любаши гости собираются уходить. Григорий задерживает только Бомелия и просит заморского лекаря дать ему зелья, которым можно было бы приворожить девушку. Бомелий даёт ему приворотный порошок – «Как выпить даст, то девка и полюбит».
Любаша подслушивает их разговор и узнаёт причину охлаждения к ней Грязного.
Бомелий уходит. Любаша пытается объясниться с Григорием. Она ещё надеется, что не всё потеряно, заклинает Грязного не покидать её. Но Грязному нечего ответить Любаше, и он молча уходит к заутреней.
Брошенная, оскорблённая Любаша клянется отомстить и отворотить от Грязного свою соперницу.

Действие второе

«Приворотное зелье»
Улица в Александровской слободе. Осенний тёплый вечер. Народ расходится от вечерни. Здесь же два парня, только что получившие у Бомелия «лекарство». Окружающая их толпа заставляет выбросить зелье и строго наказывает им не знаться впредь с доктором-нехристем.
Толпа расходится. Появляется Марфа со своей подругой Дуняшей и ключницей Петровной. Марфа вспоминает о безмятежно счастливых годах детства, проведённых с Ванюшей Лыковым, о том, как он стал её женихом, как любит она его теперь.
Девушки так заговорились, что не заметили, как в сопровождении опричника появился человек, который медленно проходит по улице и скрывается за монастырской стеной. Это сам царь Иван Васильевич, идущий с богомолья. На мгновение остановившись, он молча, пристально смотрит на Марфу, она не узнаёт царя, но пугается властного взгляда.
Приходит Собакин, с ним гость – Лыков. Отец не может нарадоваться на жениха и невесту. С умилением смотрит на молодых Дуняша. Свои чувства, мысли, мечты каждый из них выражает в квартете – прекрасном мелодичном ансамбле.
Хозяин приглашает всех в горницу.
Сумерки сгущаются. Крадучись, к дому пробирается Любаша. Она пришла, чтобы поглядеть на разлучницу, похитившую у неё Грязного. Любашей движет оскорблённая любовь, желание отомстить. «Вот, вот она, злодейка!.. Этой не разлюбит. Зато и я не пощажу».
Ценой бесчестья Любаша покупает у Бомелия зелье, каким можно будет извести красоту соперницы.
Действие заканчивается хором опричников, идущих с очередного грабежа.

Действие третье

«Дружко»
Горница в доме Собакиных. Все с тревогой и надеждой ждут возвращения Марфы из царского дворца, куда она отправилась вместе с Дуняшей на царские смотрины.
Сердце Лыкова полно мрачных предчувствий, взволнован и Грязной – сватовство царя Ивана может нарушить все его планы. Он верит, что зелье Бомелия даст ему любовь Марфы. А пока он лицемерно напрашивается в дружки на будущую свадьбу. Входит мать Дуняши – Домна Сабурова. Она рассказывает, как прошли смотрины и как царь ласково беседовал с Дуняшей, а на Марфу «лишь посмотрел так зорко». Её почти никто не слушает, всех одолели свои мысли. Лыков начинает верить, что «туча ненастная мимо промчалася». Грязной поддерживает в нём эту надежду и хочет нынче же поздравить жениха. Он наливает вино, а в чарку невесты незаметно высыпает порошок Бомелия, не подозревая, что Любаша подменила любовное зелье ядом, который она «купила» у лекаря.
Возвращаются из дворца девушки. Все поздравляют жениха и невесту. Грязной подносит Лыкову и Марфе бокалы. Величание молодых прерывается известием о том, что к Собакину идут бояре с государевым словом.
Появляются Малюта Скуратов с боярами, он сообщает хозяину царскую волю: выбор пал на его дочь – Марфу Васильевну, отныне она – царская невеста.

Действие четвёртое

«Невеста»
Палата в царском тереме. Собакин удручён внезапной болезнью дочери, он догадывается, что есть виновники таинственной болезни Марфы. Появляются Грязной и Бомелий. Царь прислал Грязного сказать, что государев лекарь берется вылечить Марфу, а лиходей «Ивашко Лыков», который напустил на неё эту болезнь, во всём сознался, и царь велел его казнить. Грязной совершил уже эту казнь.
Марфа падает без чувств. Всеобщее смятение. Очнувшись, она принимает Грязного за убитого им Лыкова и обращается к нему с речами, полными нежности.
Марфа теряет разум, её страдания побуждают Грязного к искреннему раскаянию. Он сознаётся в своей любви к невесте государя, в намерении зельем Бомелия приворожить к себе её любовь, в том, что он оклеветал и загубил Лыкова.
Внезапно появляется Любаша. В порыве злобной мести она признаётся, что подменила зелье на такое, от которого «человек зачахнет, а потом умрёт».
Вне себя Грязной убивает Любашу. Его уводят, чтобы предать пытке и лютой казни. А безумная, несчастная Марфа зовёт своего милого Ваню.

Продолжительность: 3 ч. 15 мин.
Возраст зрителей: Купить билет Онлайн
Музыка: Николай Римский-Корсаков
Постановщики:

Либретто И.Тюменева по одноимённой драме Л.Мея

  • Дирижёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Юрий Анисичкин
  • Режиссёр-постановщик – Валентина Александровна
  • Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Виктор Цыбин
  • Балетмейстер – Юрий Мартынович
  • Хормейстер – заслуженный деятель искусств ВО, лауреат международных конкурсов Владимир Кушников

Галерея

Царская невеста Царская невеста Царская невеста Царская невеста Царская невеста Царская невеста Царская невеста Царская невеста Царская невеста Царская невеста