Министерство культуры Воронежской области
63й театральный сезон
Касса театра 8(473)255-39-27
  • Каменный цветок
  • Каменный цветок
  • Каменный цветок
  • Каменный цветок
  • Каменный цветок

Каменный цветок

Продолжительность:
1 час 50 минут
Возраст зрителей:
6+
Музыка:
Сергей Прокофьев
Постановщики:

Либретто М.Мендельсон-Прокофьевой и Л.Лавровского по мотивам уральских сказов П.Бажова «Малахитовая шкатулка» в редакции Ю.Мартыновича

  • Дирижёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Юрий Анисичкин
  • Балетмейстер-постановщик – Юрий Мартынович
  • Художник-постановщик – заслуженный артист РФ Юрий Лактионов
  • Описание

    балет в 2-х действиях

    История создания

    Идею создания балета на сюжет сказов П.Бажова С.Прокофьеву предложил балетмейстер Л.Лавровский. С композитором он был знаком по совместной работе над «Ромео и Джульеттой» – балетом, ставшим их общим шедевром. С.Прокофьева давно привлекал образ Урала, поэтому он увлекся мыслью воплотить в музыке его красоту и своеобразные предания, с большой поэтической силой воплощенные П.Бажовым в «Малахитовой шкатулке». Либретто было написано Л.Лавровским совместно со второй женой композитора Мирой Мендельсон–Прокофьевой. В основу были положены сказы П.Бажова «Каменный цветок» и «Горный мастер». Некоторые сюжетные линии, в частности, образ приказчика Северьяна, были позаимствованы из сказов «Приказчиковы подошвы» и «Огневушка–поскакушка». Работая над музыкой к балету, С.Прокофьев изучал аутентичный уральский фольклор. В своем сочинении он использовал мелодии народных песен.
    Через год клавир был завершён. Однако постановка балета была начата лишь спустя четыре года. К этому времени С.Прокофьев внёс некоторые правки в партитуру балета.
    Премьера балета «Каменный цветок» состоялась 12 апреля 1954 года на сцене Большого театра в постановке Л.Лавровского уже после смерти композитора. Опиравшийся вопреки музыке С.Прокофьева на иллюстративное бытописательство в традициях вырождавшегося жанра хореодрамы, спектакль практически провалился. И лишь принципиально иной подход к этому сочинению балетмейстера Ю.Григоровича спустя три года уже в новом качестве вернул «Каменный цветок» на отечественную сцену. В 1957 году он был представлен на сцене Кировского театра в Ленинграде, а в 1959 году – в Большом театре в Москве.

    О спектакле

    Постановка 2003 года.

    На сцене Воронежского театра оперы и балета «Каменный цветок» представлен в постановке Юрия Мартыновича. Спектакль отличает оригинальность хореографических решений и глубина проникновения в авторский замысел композитора. Сам постановщик определял суть спектакля как «сложное полотно, где переплелись народные традиции, беззаветная любовь и размышления о судьбе художника». В одном из интервью Юрий Мартынович так говорил о своей работе: «Мне хотелось показать в спектакле русский лиризм и человеческие взаимоотношения. По идее, Каменный цветок – это путь героев к совершенству. И это движение заключено внутри драматургии постановки».


  • Краткое содержание

    Пролог


    Мастер–камнерез Данила создал в подарок своей невесте Катерине малахитовую чашу-цветок. На день праздника цветения «папоры» – так на Урале называют папоротник – у Данилы с Катериной должна состояться помолвка. С любовью созданный подарок вызывает у Данилы чувство незавершённости своей работы. Он одержим мечтой создать из камня чашу, передающую красоту живого цветка.
    Повинуясь внушению фантастической силы, Данила видит драгоценный камень во владениях Хозяйки Медной горы. Видение исчезает, потрясенный Данила прижимает к себе подарок Катерине.

    Действие первое

    Картина первая
    Поляна у Змеиной горки. Непостижимая тайна красоты природы притягивает Данилу, он окрылён стремлением её постичь. Пристально вглядываясь в формы живого цветка, он не замечает появления Катерины.
    С радостью девушка принимает подарок Данилы. Они счастливы, их окружают юноши и девушки. Начинается обряд помолвки.
    В разгар веселья появляется приказчик Северьян с обережными. Он приказывает отобрать у Катерины малахитовую чашу. Всё здесь принадлежит ему, таков крепостной закон. Разгневанный Данила пытается помешать обережным. Замахнувшись на Данилу плетью, Северьян внезапно видит перед собой Катерину. Красота и смелость девушки поражают Северьяна и, пригрозив Даниле, он с обережными уходит.
    Катерина и Данила остаются одни. Погружённый в свои раздумья и мечты, Данила остаётся безучастным к ласке и нежности Катерины. Девушка уходит. Чувство вины перед Катериной и одержимость мечтой терзают душу Данилы. Наступает ночь. Вспыхивает огонь на Змеиной горке, к ней устремился Данила, желая увидеть колдовское цветение папоротника. На склоне горки он видит блестящую ящерку, которая неожиданно превращается в обольстительную женщину. Это Хозяйка Медной горы, она манит и увлекает Данилу за собой.

    Картина вторая
    Данила попадает в подземные владения Хозяйки Медной горы. Покорённый волшебной красотой самоцветов и окрылённый мечтой Данила остаётся в её владениях.

    Действие второе

    Картина первая
    В ожидании Данилы Катерина живёт в его доме. Вспоминая о светлых мгновениях счастья, она верит, что Данила жив. В избу врывается Северьян. Пользуясь беззащитностью Катерины, он пытается ею овладеть, но, увидев серп, который занесла девушка над его головой, трусливо убегает. Движимая надеждой и любовью, Катерина отправляется на поиски Данилы.

    Картина вторая
    Вихрем проносится праздничная ярмарка. В её круговерть врывается Северьян с цыганками и обережными. С отчаянием и тоской исполняет танец молодая цыганка. В хмельном угаре пускается в пляс и Северьян. Внезапно он видит Катерину, пришедшую на ярмарку в поисках Данилы. Разгоняя плетью народ, Северьян устремляется за ней. Неожиданно он видит перед собой незнакомую девушку, красота которой заставляет его остановиться.

    Картина третья
    Срываясь и падая, в бешеной злобе Северьян бежит за девушкой, которая увлекает его за собой. Очутившись у Змеиной горки, он видит Хозяйку Медной горы. Тщетно умоляя Хозяйку о пощаде, Северьян проваливается под землю.

    Картина четвертая
    Заблудившись в лесу, Катерина встречает сказочное весёлое существо – Огневушку-Поскакушку, которая ведёт её в подземные владения Хозяйки Медной горы.

    Картина пятая
    В подземной мастерской Данила создал драгоценную чашу–цветок. Хозяйке Медной горы дорог мастер, она открывает ему свою любовь. Но в душе юноши живет Катерина. Хозяйка завораживает Данилу.
    Следуя за Огневушкой-Поскакушкой, появляется Катерина. Не боясь колдовских чар, она смело требует у Хозяйки Медной горы вернуть ей Данилу. Заколдованный Данила оживает, согретый любовью Катерины. Хозяйка отпускает возлюбленных. Переживая боль разлуки с полюбившимся ей мастером, она ощущает торжество живой человеческой любви над каменной красотой.

    Эпилог


    В окружении юношей и девушек у Змеиной горки состоялся обряд помолвки, соединивший Данилу с Катериной навсегда.

  • Действующие лица

    • Данила
    • Катерина
    • Хозяйка медной горы
    • Северьян, приказчик
    • Цыганка
    • Огневушка-поскакушка
    • Обережные
  • СМИ о спектакле

Продолжительность:
1 час 50 минут
Возраст зрителей:
6+
Музыка:
Сергей Прокофьев
Постановщики:

Либретто М.Мендельсон-Прокофьевой и Л.Лавровского по мотивам уральских сказов П.Бажова «Малахитовая шкатулка» в редакции Ю.Мартыновича

  • Дирижёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Юрий Анисичкин
  • Балетмейстер-постановщик – Юрий Мартынович
  • Художник-постановщик – заслуженный артист РФ Юрий Лактионов