2 ч. 15 мин.
6+
Людвиг Минкус
2 ч. 15 мин.
6+
Людвиг Минкус
балет в 3-х действиях
В 1869 году хореограф Мариус Петипа предложил композитору Людвигу Минкусу написать музыку к балету «Дон Кихот». Основой спектакля по задумке балетмейстера должны были стать чередования пантомимы и танцев, классических и характерных. Сочиняя либретто, М. Петипа опирался на традицию предшественников, использовавших до него в балете ту главу одноименного романа Мигеля де Сервантеса, где рассказано о свадьбе Китерии (в балете – Китри) и Камачо (Гамаш), расстроенной влюблённым в неё пастухом Басильо (Базиль). Обратившись к героям Сервантеса, хореограф создал свой оригинальный многоактный балет – цельное, продуманное во всех частях произведение.
«Дон Кихот» — одно из лучших творений Мариуса Петипа. Много странствовавший по городам Испании, проникшийся духом и традициями танцевального фольклора этой страны, хореограф сумел воплотить на сцене все его богатство и своеобразие. В первой московской постановке все сцены, за исключением сна Дон Кихота, где появлялись Дульцинея с нимфами, строились на материале испанских плясок. «Дон Кихот» стал своеобразным освобождением от идеологии «Сильфидовского балета». Великий мастер сумел воплотить на сцене радость и веселье, создав яркий праздничный спектакль, навечно вошедший в классику жанра. Драматургия балета представляет собой калейдоскоп искрометных, жизнерадостных номеров. Действие «Дон Кихота» становится только поводом для танцев. Знакомые каждому герои – Дон Кихот и Санчо Панса – становятся своего рода свидетелями оживленного действия. А главными персонажами балета являются веселая Китри и цирюльник Базиль, уличная танцовщица и бесстрашный Эспада, подруги Пикилья и Жуанита, а также другие участники бесхитростных шалостей прелестной дочери трактирщика и ее возлюбленного.
Музыка «Дон Кихота», написанная Л. Минкусом, обладала прекрасной динамикой, необходимой для комедийного спектакля. Индивидуальные музыкальные характеристики отсутствуют, однако большинство номеров отмечено жизнерадостностью, национальный колорит которых проявляется в использовании ритмов испанских и цыганских танцев.
Премьера балета «Дон Кихот» в 4 актах и 8 картинах состоялась в московском Большом театре 14 декабря 1869 года.
В 1900 году новую хореографическую редакцию балета осуществил Александр Горский. Ставя «Дон Кихота», он пытался провести свои реформы балетного театра. Отвергая условности балета ХIX века во имя искусства правдивого, естественного, Горский выдвигал новые принципы построения спектакля. Он стремился усилить сквозную линию действия, драматизировать танец, насытить массовые сцены жизненными, игровыми моментами. Горский изменил некоторые мизансцены (особенно в сценах на площади и в таверне), переставил многие танцы (главным образом характерные). Для новых номеров была использована музыка А. Дюрана (мавританский танец), А. Симона (танец Мерседес и женская вариация), Э. Направника («фанданго» в последнем акте). А в 1940 году К. Голейзовский, ставивший балет в редакции А. Горского, добавил вставной номер – «Цыганский танец», музыку для которого написал композитор В. Желобинский. «Дон Кихот» обрёл относительную цельность, обусловленную прежде всего его динамикой, жизнерадостным тонусом и стал одним из самых известных балетов во всём мире, сохраняя этот статус и по сей день.
В постановке Воронежского государственного театра оперы и балета сохранено хореографическое наследие М. Петипа и А. Горского. В то же время будут впервые представлены танцы, сочиненные специально для новой воронежской редакции «Дон Кихота». В частности, зрители увидят одну из оригинальных находок балетмейстера-постановщика спектакля – «Цыганскую сюиту», появление которой стало возможным благодаря потенциалу артистов воронежского балета.
Премьера в Воронежском государственном театре оперы и балета состоялась 16 декабря 2022 года.
Дон Кихот, начитавшись рыцарских романов, отправляется странствовать, чтобы громкими подвигами прославить свое имя. Оруженосцем он просит быть преданного ему Санчо Панса, человека неромантичного и к мечтаниям несклонного.
В Барселоне – праздничное оживление. Дочь трактирщика Китри с нетерпением ждет встречи с влюбленным в нее цирюльником Базилем. Отец Китри отказывается благословить их брак. Он хочет выдать дочь за богатого дворянина Гамаша. Цирюльник ей не пара, но Китри наотрез отказывается подчиниться воле отца.
Разгар уличного веселья. Восторженно встречает народ своих любимцев – бесстрашных тореадоров. Среди них красавец и смельчак Эспада со своей подругой – уличной танцовщицей. На площади появляется Дон Кихот и Санчо Панса. Горожане не прочь подшутить над странными гостями.
Увидев Китри, Дон Кихот принимает ее за прекрасную Дульцинею, которая являлась ему в мечтах и которую он избрал своей «Дамой сердца». Но внимание Китри к нему – лишь долг шаловливой учтивости. Она убегает с Базилем. Её отец, Гамаш и Дон Кихот отправляются на поиски девушки.
Китри и Базиль скрываются в таверне. Однако и здесь их настигают Лоренцо и Гамаш. Трактирщик хочет немедленно объявить о помолвке Китри с Гамашем, но Базиль, по уговору с Китри, разыгрывает сцену самоубийства. Китри «рыдает» над телом возлюбленного. Дон Кихот в благородном негодовании упрекает трактирщика в жестокосердии и угрожает оружием. Он заставляет Лоренцо сжалиться над дочерью и хотя бы теперь благословить ее несчастную и недолгую любовь. Услышав заветные слова, Базиль тут же оживает.
Вблизи мельницы рыцаря встречают цыганский табор и бродячие актеры. Дон Кихот наивно верит, что странствия привели его в ещё одно королевство и охотно принимает приглашение насладиться танцами и представлением марионеток. Вдруг вообразив, что происходящее на подмостках балаганного театра – реальность, Дон Кихот с оружием в руках бросается защищать обиженных. Рыцарю кажется, что мельница перед ним – это чудовищный великан, и он отважно вступает в неравный бой.
Обессиленный и израненный Дон Кихот забывается сном. В ночном лесу ему грезится прекрасная Дульцинея, дама его сердца, окруженная сонмом дриад и амуров.
Санчо Панса встречает герцога и герцогиню, охотившихся в лесу, и умоляет их помочь Дон Кихоту. Господа приглашают странствующего рыцаря к себе в замок.
Замок герцога. Все готово к торжественному приему Дон Кихота. Герцог и герцогиня узнали от Санчо Панса счастливую историю любви Китри и Базиля и любезно позволили им отпраздновать свадьбу в своем замке. Дон Кихота и Санчо Панса просят занять почетные места.
Счастливые молодожены благодарят великодушных вельмож, а доблестный рыцарь вместе со своим верным оруженосцем отправляются на новые подвиги во имя победы добра над злом.
Как на старой открытке «Дон Кихот» в Воронежском театре оперы и балета
В Воронеже поставили «самый жизнерадостный балет»
Сюжет Кристины Штерн на канале «TV Губерния»
Публика восторженно приняла премьеру балета «Дон Кихот» в Воронежском театре оперы и балета
На сцену воронежского оперного театра вернулся «Дон Кихот»
Либретто М. Петипа по роману М. Сервантеса
Спектакль ведёт помощник режиссёра Татьяна Сидорова