Министерство культуры Воронежской области
63й театральный сезон
Касса театра 8(473)255-39-27
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин

Евгений Онегин

Продолжительность:
3 ч. 15 мин.
Возраст зрителей:
12+
Музыка:
Пётр Ильич Чайковский
Постановщики:

Либретто Петра Чайковского и Константина Шиловского по одноимённому роману в стихах Александра Сергеевича Пушкина

  • Дирижёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Юрий Анисичкин
  • Режиссёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Александр Зыков
  • Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Владимир Цыбин
  • Балетмейстер-постановщик – Юрий Мартынович
  • Хормейстеры-постановщики: Михаил Морозов, Леонард Дитко
  • Описание

    лирические сцены в 3-х действиях 7-ми картинах

    История создания

    «Евгений Онегин» П. И. Чайковского – один из лучших спектаклей мировой оперной сцены, на музыке которого воспитано не одно поколение. Это схваченный в единое музыкальное полотно калейдоскоп тех чувств и эмоций, что переживает каждый со времён зарождения человечества. В мае 1877 года певица и преподаватель Московской консерватории Елизавета Лавровская предложила Чайковскому написать оперу на сюжет романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. По признанию композитора, мысль эта показалась ему дикой, но вскоре он так увлёкся ею, что в одну ночь написал сценарий и принялся за музыку. Работа над созданием оперы продвигалась стремительно. В июне уже был готов первый акт и композитор принялся за второй. Однако череда жизненных трудностей заставила Чайковского приостановить творческий процесс. Вновь обретя возможность писать, он заканчивает начатое и в ноябре 1878 года представляет уже готовую партитуру оперы. Воплотить многообразие содержания первоисточника в рамках оперного спектакля композитор не пытался. В центре внимания Чайковского оказалась драма человеческих отношений, сложная диалектика любви, превратившая робкую мечтательную девочку в сильную духом женщину и заставившая опустошённого, во всём разочаровавшегося человека пережить муки запоздалого чувства. Увидеть свое детище на большой сцене казалось Чайковскому задачей, которую невозможно воплотить в жизнь. Исполнить простую и искреннюю музыку, поистине русскую в своём скромном звучании, он решил поручить студентам Московской консерватории в рамках выпускного спектакля. Их непосредственность и молодая восприимчивость должна была возместить отсутствие опыта. Премьера оперы состоялась 17 марта 1879 года и была сопряжена с большим зрительским интересом. Зал Малого театра, на сцене которого шла постановка, не смог вместить всех желающих. Наибольшим успехом у публики пользовались ария Гремина и куплеты Трике, остальные партии воспринимались довольно-таки сухо и холодно. Слушателям потребовалось некоторое время, чтобы понять столь необычное сценическое решение и музыку оперы. Однако это не помешало «Евгению Онегину» очень быстро стать самой популярной русской оперой, выдержавшей ещё при жизни композитора шестнадцать постановок в ряде городов России и некоторых зарубежных стран. «Евгений Онегин» – самый радикальный эксперимент в оперном творчестве композитора. В «лирических сценах» (как называл своё сочинение автор), Чайковский отвергает всё, что являлось каноническим атрибутом оперы, – занимательное действо, драматический конфликт, определяющий ход событий. В бессмертных пушкинских образах он выделил черты, придавшие им необходимую чёткость и законченность. Центральным персонажем оперы стала Татьяна, в образе которой композитор с любовью и искренностью воссоздал обобщённый образ русской женщины. Чайковский сохранил всё своеобразие бытовой атмосферы романа. Непринуждённый поэтический стиль Пушкина обусловил и особенности музыкального языка оперы. Композитор воспроизводит национальный колорит за счёт включения элементов городского и крестьянского фольклора. Наряду с этим музыка становится и воплощением атмосферы эпохи – широко представлены в опере популярные в то время танцы: вальс, мазурка, полонез, экосез. Чайковский создает «интимную, но сильную драму», действующими лицами которой являются «настоящие живые люди», что позволяет назвать «Евгения Онегина» вершинным оперным сочинением в русском искусстве XIX века, не утратившим свою актуальность и по сей день.

    О спектакле:

    Постановка 1990 года.

    Первая постановка оперы «Евгений Онегин» состоялась на сцене Воронежского театра оперы и балета в 1961 году. Именно показом этого спектакля 25 февраля 1961 года было ознаменовано открытие в Воронеже Музыкального театра.

    Символично, что как того и хотел композитор, первая воронежская постановка превратилась в праздник молодых исполнителей – вчерашних выпускников консерваторий СССР, откликнувшихся на объявление в газете «Советская культура» о наборе в труппу нового театра. Зрителям премьерной постановки предстояло увидеть исполнителей из разных уголков страны – Флорентину Себар из Саратова, Веру Рызванович из Фрунзы, Владислава Арбузова из Львова. Среди актеров были и известные воронежцам по ролям в театре Музкомедии певцы и танцовщики. Искренность, выразительность, прекрасные актёрские данные и изумительные голоса артистов во многом предопределили успех премьеры. Уже тогда стало понятно, что творческий коллектив сыграет огромную роль в культурной жизни не только Воронежа, но и всего Черноземья.

    В 1981 году в честь 20-летнего юбилея со дня своего открытия, Воронежский театр оперы и балета вновь порадовал зрителей «Евгением Онегиным» в новой постановке.

    В 1990 году в честь 150-летнего дня рождения П.Чайковского, театр вновь ставит на своей сцене его величайшее оперное творение. Режиссер-постановщик спектакля Александр Зыков представляет новое сценическое решение – разрушение привычного статичного мира оперы с его консервативными традициями, обусловленными особенностями жанра. Динамичной и нетривиальной запомнилась зрителям эта постановка, которая идёт на сцене театра и сегодня.

  • Краткое содержание

    Действие первое

    Картина первая
    Летний вечер. Сад в усадьбе Лариных. Юные голоса дочерей – Татьяны и Ольги – вызывают у их матери и няни Филиппьевны воспоминания о молодости. Издали доносятся звуки протяжной. Это крестьяне пришли поздравить барыню с окончанием жатвы. Песни крестьян привлекают внимание девушек – задумчивой, мечтательной Татьяны и беззаботной, шаловливой Ольги. В гости к Лариным приезжает жених Ольги, восторженный юноша-поэт Ленский, и его друг Онегин, светский молодой человек, недавно прибывший из Петербурга и скучающий в деревенской глуши. Симпатии Онегина на стороне Татьяны, он удивлён выбором Ленского. Приближается вечер. Все уходят в дом. Татьяна глубоко взволнована встречей с Онегиным, в нём она видит своего избранника.

    Картина вторая
    Ночь. Комната Татьяны. Девушка думает об Онегине. Она не может уснуть и просит няню рассказать о её молодости. Но не слушает Татьяна воспоминаний женщины. Охваченная новым, неведомым ей чувством, она пишет Онегину письмо, признаваясь ему в любви. Минула бессонная ночь. Пришедшую няню Татьяна просит передать послание Онегину.

    Картина третья
    В тенистом саду Лариных девушки с песнями собирают ягоды. В смятении вбегает Татьяна. Онегин приехал, сейчас он будет здесь. С трепетом она ожидает ответа на своё признание. Онегин учтив и сдержан. Он тронут искренностью Татьяны, но ответить взаимностью на её чувства не может: он не склонен к семейной жизни. Потрясённая девушка, едва сдерживая слёзы, убегает.

    Действие второе

    Картина четвертая
    Бал в доме Лариных. На именины Татьяны съехалось множество гостей. Француз Трике, окружённый барынями, провозглашает написанный им в честь именинницы поздравительный дифирамб. Провинциальный бал с пересудами и сплетнями обывателей наводит на Онегина тоску. Чтобы отомстить Ленскому, который привёз его сюда, он начинает ухаживать за Ольгой. Оскорблённый Ленский вызывает друга на дуэль. Присутствующие безуспешно пытаются примирить друзей.

    Картина пятая
    Раннее морозное утро. Задолго до рассвета приходит Ленский с секундантом Зарецким. Мысли и чувства его обращены к Ольге. Что готовит ему грядущий день? Появляется запоздавший Онегин. Противники колеблются, вспоминая былую дружбу, но пути к примирению отрезаны. Дуэлянты становятся к барьеру. Раздаётся выстрел и Ленский падает, сражённый насмерть.

    Действие третье

    Картина шестая
    Бал в петербургском особняке Греминых. Среди гостей Онегин, возвратившийся из странствий. Ни путешествия, ни шумная жизнь большого света не могут рассеять его вечной томительной тоски. Появляется Гремин с супругой, в которой изумлённый Онегин узнаёт Татьяну. Князь рассказывает Онегину о любимой жене и представляет его Татьяне. Онегин только теперь понимает совершенство той, чьё первое девичье чувство было им когда-то отвергнуто. Охваченный внезапно вспыхнувшей любовью к Татьяне, он решает добиться свидания с нею.

    Картина седьмая
    Комната Татьяны. Девушка в волнении читает письмо Онегина с признанием в любви. Она в тяжёлом раздумье, так как по-прежнему любит его. Неожиданно входит Онегин. Он уверяет её в искренности своих намерений, просит простить его и ответить ему взаимностью. Татьяна вспоминает их первую встречу, когда счастье было так возможно, так близко. Но прошлое не вернуть: взывая к чести и гордости Онегина, Татьяна просит оставить её. Она не скрывает своей любви к нему, но чувство долга и супружеская верность для неё – самое главное. Онегин в отчаянии остаётся один. – Позор! Тоска! О, жалкий жребий мой! – восклицает он.

  • Действующие лица

    • Евгений Онегин
    • Татьяна
    • Ольга
    • Ленский
    • Ларина
    • Няня
    • Гремин
    • Трике
    • Зарецкий
    • Ротный
  • СМИ о спектакле

Продолжительность:
3 ч. 15 мин.
Возраст зрителей:
12+
Музыка:
Пётр Ильич Чайковский
Постановщики:

Либретто Петра Чайковского и Константина Шиловского по одноимённому роману в стихах Александра Сергеевича Пушкина

  • Дирижёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Юрий Анисичкин
  • Режиссёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Александр Зыков
  • Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Владимир Цыбин
  • Балетмейстер-постановщик – Юрий Мартынович
  • Хормейстеры-постановщики: Михаил Морозов, Леонард Дитко