Министерство культуры Воронежской области
63й театральный сезон
Касса театра 8(473)255-39-27
  • Волшебная флейта
  • Волшебная флейта
  • Волшебная флейта
  • Волшебная флейта
  • Волшебная флейта
  • Волшебная флейта
  • Волшебная флейта
  • Волшебная флейта
  • Волшебная флейта
  • Волшебная флейта
  • Волшебная флейта

Волшебная флейта

Продолжительность:
2 ч. 30 мин.
Возраст зрителей:
6+
Музыка:
Вольфганг Амадей Моцарт
Постановщики:

Либретто Эммануэля Шиканедера

  • Дирижёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Юрий Анисичкин
  • Режиссёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Александр Зыков
  • Художник-постановщик – заслуженный художник РФ Евгений Иванов 
  • Хормейстеры: заслуженный деятель искусств ВО, лауреат международных конкурсов Владимир Кушников, Ольга Щербань
  • Ассистент режиссёра – Жанна Чепела
  • Педагог по пластике – заслуженный артист Украины Владимир Сычёв
  • Описание

    опера в 2-х действиях
    исполняется на русском языке

    История создания

    В.А.Моцарт всегда мечтал создать национальную оперу, которая исполнялась бы на немецком языке. Лишь в конце своей жизни ему удалось воплотить эту задумку в жизнь – опера «Волшебная флейта» триумфально завершила весь его творческий путь. В это сочинение В.А.Моцарт вложил серьезные морально-философские идеи, самые глубокие, заветные мысли.  В отличие от большинства других опер композитора, созданных на итальянской основе, она опирается на традиции зингшпиля. Это австро-немецкая разновидность комической оперы, особенностью которой является чередование законченных музыкальных номеров с разговорными диалогами.

    Либретто было написано Иоганном-Эммануэлем Шиканедером, взявшим за основу сказку «Лулу, или Волшебная флейта» Виланда. Шиканедер переработал этот сюжет в духе популярных в то время народных феерий, полных экзотических чудес. Выбор сказочного жанра был неслучайным: Шиканедер, который в те годы был директором собственного театра в Видене, искал яркую и масштабную постановку, что могла бы привлечь угасающее внимание публики. Проанализировав интересы зрителей, его выбор пал на мистическую тематику.

    На первый взгляд, «Волшебная флейта» – это опера-сказка, где прославляется победа света над мраком, добра над злом, любви над коварством, дружбы над враждой. Несмотря на витиеватость сюжета, основная его идея предельно ясна: путь к счастью лежит только через преодоление трудностей и испытаний. Счастье обретается в результате жизнестойкости и веры в лучшее. Силы добра и зла заключены не только  в человеческих характерах, они коренятся в самих основах мироздания. В опере их олицетворяют символические персонажи – мудрый волшебник Зарастро и коварная Царица ночи, между царствами которых мечется Тамино – человек, ищущий истину и обретающей её, пройдя череду препятствий.

    Премьера оперы В.А.Моцарта «Волшебная флейта» состоялась 30 сентября 1791 года, за два месяца до смерти композитора. Первый показ спектакля в России состоялся в 1797 году силами артистов немецкой труппы, а в 1818 году опера была поставлена на сцене Мариинского театра.

    О спектакле

    В Воронежском театре оперы и балета «Волшебная флейта» была поставлена 11 ноября 2011 года.

  • Краткое содержание

    Увертюра

    В далёкие-далёкие времена у волшебника Зарастро и Царицы ночи родилась дочь Памина. Царица ночи стремилась обратить дочь к тьме и злу, а Зарастро – к добру и свету. Между родителями идёт борьба за дочь, но ни один из них не может победить другого, так как силы их равны. Отец подарил Памине волшебную флейту, которую сам вырезал и вдохнул в неё божественную силу. Мелодия волшебной флейты несёт помощь каждому, кто в этом нуждается.
    Принц Тамино по божественным предсказаниям должен влюбиться в Памину. Царица ночи и Зарастро знают: с кем из них Памина, с тем будет и Тамино.

    Действие первое

    Начинается охота за Тамино. В небе его преследует змей, которого послала Царица ночи. Придворные дамы Царицы ночи, чтобы завладеть Тамино, убивают змея. Они убеждают Тамино в том, что хотят ему добра и ведут его к Царице ночи, которая умоляет юношу спасти её дочь, похищенную коварным Зарастро. Дамы дарят Тамино портрет Памины и просят её найти.
    Тамино готов отправиться на поиски Памины, ему дают в помощники Папагено – ловца птиц. Тамино вручают волшебную флейту, которая поможет ему преодолеть все препятствия, а Папагено дарят волшебные колокольчики, способные веселить сердца.
    Тамино и Папагено отправляются на поиски Памины.
    Во время пути принца подвергают испытаниям, которые ему трудно выдержать. Тамино, оставшись один, слышит звуки свирели Папагено, это значит, что Памина нашлась.
    Тамино идет на зов свирели, но он разошелся с Папагено. Птицелов и Памина ищут Тамино, но дорогу им преграждает охранник Моностатос и пытается взять путников в плен. Папагено играет на колокольчиках, и Моностатос с охранниками пускаются в пляс.
    Папагено и Памина продолжают поиски Тамино.
    Звучат фанфары, и появляется Зарастро. Жители города торжественно встречают Зарастро, который оказывается не страшным чудовищем, как описывала его Царица ночи, а светлым, святым человеком.
    Памина просит прощения у отца за то, что хотела убежать от него, спасаясь от Моностатоса. Волшебнику Зарастро известны чувства влюблённых – Памины и принца Тамино. Он прощает дочь. Появляется Моностатос, который поймал Тамино и передает его в руки Зарастро. Тамино и Памина наконец вместе, а Моностатос наказан. Зарастро сообщает собравшимся, что влюблённые должны пройти испытания, прежде чем войти в храм.

    Действие второе

    Зарастро раскрывает жрецам свой план: настало время, когда они смогут использовать Тамино в борьбе с Царицей ночи. Жрецы принимают план Зарастро и обещают помочь Тамино.

    Первое испытание - испытание молчанием. Тамино не должен говорить с Паминой. Она расстроена и думает, что Тамино её разлюбил, поэтому хочет покончить жизнь самоубийством. Но принц молчит и это помогает ему выдержать первое испытание.
    Царица ночи понимает, что не может вернуть Тамино и предлагает дочери убить Зарастро. Памина отказывается выполнить приказ матери.

    Папагено никак не может встретить свою любовь. Неожиданно перед ним появляется дряхлая старуха, которая кокетливо сообщает, что ей восемнадцать лет и у неё есть друг по имени Папагено. Птицелов расстроен и желает умереть. Ангелочки жалеют Папагено и приводят к нему Папагену. Выясняется, что это не старуха, а прекрасная девушка. Вместе они обретают долгожданное счастье.

    Возлюбленные Памина и Тамино под звуки волшебной флейты проходят испытание - огнём и водой: они бесстрашно проходят сквозь пламя и бушующие волны. Торжественные возгласы толпы возвещают их победу.

    Царица ночи не желает мириться с победой Зарастро. Она хочет разрушить храм, но силы добра и света Зарастро побеждают тьму.

  • Действующие лица

    • Зарастро
    • Тамино, принц
    • Царица ночи
    • Памина, ее дочь
    • Папагено, птицелов
    • Папагена
    • Моностатос
    • Главный жрец
    • Жрец
    • Оратор
    • Первая дама
    • Вторая дама
    • Третья дама
    • Флейтист
  • СМИ о спектакле

    Интернет-издание «OperaNews-ru» / 22.11.2011
    Текст: Юлия Пнёва

    Постановщики спектакля в Воронеже решили придерживаться современных тенденций в трактовке произведений Моцарта, то есть, проще говоря, перенести действие оперы из 13 века в век двадцать первый. Принц Тамино, например, предстаёт перед нами в образе чужестранного лётчика, потерпевшего крушение аккурат над владениями Царицы ночи. Три дамы «звёздной королевы» щеголяли с копьями и щитами в ботфортах на шпильках, напоминая вагнеровских валькирий, птицелов Папагено передвигался на велосипеде, а Памина, дочь Царицы ночи, напоминала чуть избалованную, но добрую современную модницу.
    Хотелось бы отметить интересные режиссёрские задумки, направленные на то, чтобы расширить круг зрительской аудитории, в частности, парад зверей, когда на сцену вышли плюшевые жираф, панда, страус, павлин и обезьяна, чем весьма порадовали маленьких зрителей, да и не только их, признаюсь честно и откровенно. Интересны необычные декорации, сменяющие друг друга на протяжении действия, спецэффекты такие, как светящиеся книги жрецов храма мудрости в царстве Зарастро, одеяние Царицы ночи, выполненное из сияющих звёзд, ангелочки, катающиеся на роликовых коньках и многое другое. Можно сказать, что постановщики сделали всё возможное для того, чтобы привлечь внимание публики и держать его до финального конца, однако, не заботясь о том, как к этому новаторству и эклектизму отнесутся консервативно настроенные любители классических постановок.

    Читать полностью

    Текст, фото, видео в издании «Комсомольская правда-Воронеж»

Продолжительность:
2 ч. 30 мин.
Возраст зрителей:
6+
Музыка:
Вольфганг Амадей Моцарт
Постановщики:

Либретто Эммануэля Шиканедера

  • Дирижёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Юрий Анисичкин
  • Режиссёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Александр Зыков
  • Художник-постановщик – заслуженный художник РФ Евгений Иванов 
  • Хормейстеры: заслуженный деятель искусств ВО, лауреат международных конкурсов Владимир Кушников, Ольга Щербань
  • Ассистент режиссёра – Жанна Чепела
  • Педагог по пластике – заслуженный артист Украины Владимир Сычёв