Департамент культуры Воронежской области
Касса театра 8(473)255-39-27
e-mail: operaibalet1@govvrn.ru

Ночь перед Рождеством

быль-колядка в 2-х действиях

История создания

Сюжет повести Н.Гоголя, опубликованной в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» давно волновал Н.Римского-Корсакова. Но он считал себя не в праве взяться за создание произведения на основе данного сочинения, так как оно уже было использовано в опере «Черевички» П.Чайковского. После смерти П.Чайковского в 1839 году, Н.Римский-Корсаков берется за работу. Он задумывает свою оперу иначе - не в лирико-бытовом плане, а в сказочном, с привлечением фантастического элемента. Н.Римский-Корсаков стремился связать этот сюжет со старинными языческими поверьями, которые получили отражение в обрядовой стороне русского крестьянского быта.  Намеки на эти идеи имелись в гоголевской повести, а композитор широко развил их в своем либретто. Также он усилил черты фантастики, связанные с изображением сил природы. Оперу «Ночь перед Рождеством» композитор назвал «былью-колядкой», снабдив ее эпиграфом: «Сказка-складка, песня-быль». Тем самым Н.Римский-Корсаков подчеркнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер, а музыка пронизана песенностью, связанной со старинными обрядами.

Премьера оперы состоялась 28 ноября 1895 года на сцене Мариинского театра.

О Спектакле

Постановка 2007 года.

Режиссёр-постановщик Ольга Маликова в своём художественном решении объединила все сцены оперы одним местом действия – украинской хатой, где жители села Диканька рассказывают красивую историю о рождении любви. Ведь благодатная сила любви способна преодолеть тёмные силы зла и творить чудеса.

Краткое содержание

«Сказка – складка, песня – быль»

Поздним вечеров собрались парубки и дивчины на «вечерицу», где столько будет рассказано «всякой всячины». Жители села Диканька с радостью покажут зрителям историю, что случилась в канун прошлого Рождества.
В последнюю ночь перед Рождеством Солоха по древнему обычаю начинает творить коляду. Тут появляется Чёрт. Он страшно зол на Вакулу, сына Солохи, который «намедни на смех намалевал в притворе, будто Чёрта поленьями и прутьями гоняют». Решив насолить ему, Чёрт уговаривает Солоху украсть месяц со звездами и поднять метель.
Тогда Чуб не слезет с печи, останется дома, и Вакула не сможет навестить его дочку Оксану.
Солоха согласна. Чуб ей милее всех Диканьских казаков – он вдов и богат, она не прочь прибрать к рукам его добро. Чёрт с Солохой, сговорившись, поднимают метель.
Из шинка вываливается подгулявший Панас и направляется к хате Чуба. Выходит и сам Чуб и зовёт Панаса с собой на кутью к Дьяку. Ведь там их ждёт на шафране настоянная горилка.
И Вакуле не спится, в сомнении бродит он вокруг Чубовой хаты – любит ли его Оксана, первая красавица на селе?
Проплутав в темноте, не найдя хаты Дьяка, Чуб возвращается домой. Но и своей хаты ему не найти. Тогда Чуб решает навестить Солоху.
Отбросив все сомнения, Вакула решает объясниться с Оксаной.
Метель прекращается, опять становится светло.
Прихорашиваясь перед зеркалом, Оксана любуется собой. Незаметно вошедший Вакула восхищён её красотой. Но не так просто завладеть сердцем красавицы. Она говорит Вакуле, будто скучает и ждёт подруг, чтобы поколядовать – «парубки придут, порасскажут славные сказки». А вот и они! Одна из девушек, Одарка, в новых черевичках. Оксана жалуется, что никто не сделает ей такой подарок. В ответ на готовность Вакулы достать любые черевички Оксана при всех даёт слово – «коль достанет он черевички, что носит сама царица – тогда она выйдет за него замуж».
Замерзнув на холоде, Солоха с Чёртом согреваются в хате, поют и пляшут. Неожиданно раздаётся громкий стук. Солоха едва успевает спрятать Чёрта в мешок, как входит Голова. Он был зван на кутью к Дьяку, но, увидев свет в хате Солохи, решил скоротать вечер с ней. Только он выпил чарку горилки – опять стук. Солоха прячет Голову в другой мешок и впускает Дьяка. Но и его ухаживания прерывает громкий стук в дверь. Это Чуб. Наскоро спрятав Дьяка в последний мешок, Солоха ласково встречает желанного гостя, однако неожиданно возвращается домой Вакула. Не на шутку перепуганная Солоха прячет Чуба в тот же мешок, где уже сидит Дьяк.
Вакула хочет вынести из хаты мешки, ведь «завтра праздник». Но мешки оказываются очень тяжелыми. Упрямый кузнец всё же взваливает мешки на спину и выносит их из хаты. Вакула с мешками направляется к кузнице.
В Светлую ночь девушки и парубки гуляют. Затеваются игры, шутки с ряженными. Веселится и Оксана. Увидев Вакулу, она опять повторяет ему: «Достань черевички, кузнец, – выйду за тебя замуж».
«Прощай, Оксана!» – Вакула не хочет больше, чтобы гордая девица морочила его, он решает покинуть село. Все смущены: не наложит ли кузнец на себя руки с горя? Баба с фиолетовым носом и Баба с обыкновенным носом бегут разнести по селу сплетню: одна – что кузнец повесился, другая – что «в прорубь кинулся сердешный». Да и Оксана встревожена – а вдруг он с горя влюбится в другую и станет её называть первой красавицей! Но тут она замечает оставленные Вакулой мешки. Молодежь развязывает их. Один за другим вылезают из мешков сконфуженные поклонники Солохи – Чуб, Голова и Дьяк. «Ай да Солоха, баба-плут, баба-бес!» – безудержным смехом заливается над ними толпа.
Захватив с собой только небольшой мешок, Вакула отправляется за советом к старому знахарю Пацюку. Молва идёт, что тот знает всех чертей. Кузнец просит Пацюка указать ему дорогу к Чёрту – только он может помочь его горю. «Тому недалеко ходить, у кого Чёрт за плечами» – невозмутимо отвечает Пацюк. В недоумении Вакула видит, как из его мешка выскакивает Чёрт, который готов помочь кузнецу, если тот продаст свою душу. Согласившись написать расписку кровью, Вакула вдруг хватает Чёрта за хвост и достаёт крест. Под угрозой крестного знамения Чёрт обещает кузнецу сделать всё, что он захочет. Вакула приказывает доставить его к царице.
Молодежь предлагает зрителям послушать, как играет диканьский оркестр. Но тут опять появляются ряженые и разгоняют их – они сейчас исполнят бесовскую колядку. Среди нечисти – Пацюк и Солоха. Увидев Вакулу с Чёртом, они пытаются преградить дорогу кузнецу, но тот крепко держит в руке крест.
Звучат фанфары, бегают-суетятся жители Диканьки – ведь сейчас надо будет играть Петербург и саму Царицу!
Стройно вышагивают полонез «придворные» дивчины с запорожцами.
Появляется Царица. Вакула падает ей в ноги: «Если б жинке моей довелось черевички такие надеть!» Царице нравится смелая речь кузнеца. Она дарит ему свои самые дорогие черевички.
Мчится обратно на Чёрте Вакула, в руках у него – драгоценная ноша для Оксаны.
Светает. Выходят девушки, выкатывая колесо с Рождественской звездой. Это солнечный символ, который несет с собой плодородие земли, свет и жизнь. Слышится колокольный звон – в мир приходят Рождество и Любовь.
Грустно Оксане – она уже поняла, что нет такого парубка чтоб так любил её, как Вакула. Ещё и две бабы с утра пораньше трещат Чубу, что кузнец повесился и утонул. Подравшись в споре, бабы убегают. Чуб тоже плетется домой.
Оксана остается одна. Она и не замечает Вакулу, который наконец-то слышит, что она его «полюбила». Не нужны больше красавице черевички, она и без них готова выйти замуж за кузнеца. Соглашается на это и Чуб – не может он забыть вероломную Солоху, да и подарки Вакулы – пояс цветной и шапка из смушек – так хороши!
Чуб зазывает диканьковцев – скоро будет свадьба! Все рады возвращению Вакулы.

СМИ о спектакле:

Продолжительность: 2 ч. 10 мин.
Возраст зрителей: 6+
Музыка: Николай Римский-Корсаков
Постановщики:

Либретто Н.Римского-Корсакова по одноименной повести Н.Гоголя

  • Дирижёр-постановщик – заслуженный артист РФ Ю.Андросов
  • Дирижёры: заслуженный деятель искусств РФ Ю.Анисичкин, Д.Серганин
  • Режиссёр-постановщик – О.Маликова (г.Санкт-Петербург)
  • Художник-постановщик – С.Думма (г.Санкт-Петербург)
  • Балетмейстер-постановщик – Н.Калинина (г.Санкт-Петербург)
  • Режиссёр по восстановлению спектакля – заслуженный деятель искусств РФ А.Зыков
  • Хормейстеры-постановщики: заслуженный деятель искусств ВО, лауреат международных конкурсов В.Кушников, заслуженный деятель искусств ВО О.Щербань
По Пушкинской карте:

Галерея

Ночь перед Рождеством Ночь перед Рождеством Ночь перед Рождеством Ночь перед Рождеством Ночь перед Рождеством Ночь перед Рождеством Ночь перед Рождеством Ночь перед Рождеством Ночь перед Рождеством Ночь перед Рождеством Ночь перед Рождеством Ночь перед Рождеством