2 ч. 40 мин.
6+
Э. Дельдевез, Л. Минкус, Р. Дриго
2 ч. 40 мин.
6+
Э. Дельдевез, Л. Минкус, Р. Дриго
балет в 3-х действиях
История создания балета «Пахита»
В 1846 году на сцене Парижской оперы был представлен балет «Пахита» в постановке Жозефа Мазилье на музыку Эдуара Дельдевеза. Это был спектакль, сюжет которого полностью соответствовал духу своего времени, рассказывая зрителям запутанную историю любви двух молодых людей, которая, несмотря на все неурядицы, заканчивается счастливым воссоединением любящих друг друга сердец. «Пахита» прогремела на весь Париж, с первых же показов завоевав пламенный интерес со стороны зрительской аудитории.
Осенью следующего года благодаря Мариусу Петипа спектакль был представлен в Петербурге, а в 1848 году в Москве.
В 1881 году Мариус Петипа решил возобновить показ балета на российской сцене. Причем он решил не просто восстановить спектакль, а дополнить его новыми номерами. Знаменитый балетмейстер заново поставил все сцены и танцы кроме «танца с плащами», а также расширил спектакль до трёх действий. Дополнительные музыкальные вставки к новой версии «Пахиты» создавал штатный композитор петербургского балета Людвиг Минкус.
Главным новшеством версии «Пахиты» в постановке Мариуса Петипа стало финальное классическое Grand Pas. Свадьба героев превращается из обычный сцены в развернутую танцевальную композицию с балетными вариациями и торжеством мастерства её исполнителей. Именно Grand Pas превратил «Пахиту» из балета-пантомимы в ярчайший образец классического балета, эпоха которого царствовала в эти годы в России. Grand Pas соответствует общему канону хореографических структур классического спектакля: антре, адажио, па-де-труа, вариации, кода. В таком виде балет навсегда вошёл в историю танцевального искусства как безупречный образец «французского» стиля.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Пролог
Из дома коррехидора цыгане похищают ларец с фамильным медальоном и маленькую девочку, чтобы воспитать её как танцовщицу ради заработка, скрывая её благородное происхождение.
Действие I
Городская площадь Мадрида
Сеньоры, дамы, торговцы, крестьяне любуются танцами молодых цыганок. Красавица Пахита никого не оставляет равнодушным. Секретарь коррехидора Клементе признаётся ей в любви, но она не отвечает взаимностью. Публика восторженно рукоплещет таланту девушки, а старая цыганка собирает вознаграждение. Появляются офицеры и кабальеро Франсиско де Каркамо с сыном Андресом. Молодой человек с первого взгляда влюбляется в девушку и признается ей в своих чувствах. Пахита просит юношу доказать свою любовь: он должен странствовать с цыганами два года, за это время она проверит его чувства и, может быть, отдаст ему руку и сердце. Влюблённый юноша соглашается и уходит с табором.
Цыганский табор
Цыгане знакомят Андреса со своими обычаями. Молодой кабальеро с удовольствием осваивает все прелести новой жизни. Между Пахитой и Андресом зарождается глубокое чувство. Старый цыган отправляет своих подопечных на заработки.
Действие II
Постоялый двор знатной вдовы
Цыгане приходят в дом вдовы, чтобы развеять её печаль песнями и танцами. Среди знатных гостей и Коррехидор. Кардуча, дочь вдовы, влюбляется в Андреса, но он отвергает её, оставаясь верным Пахите. Оскорблённая Кардуча задумывает отмщение: она подбрасывает в телегу цыган фамильное серебро.
Старуха-цыганка прощается с хозяевами. Но Кардуча настаивает, что перед отъездом необходимо обыскать вещи артистов – несмотря на прекрасное выступление, репутация цыган не безупречна. В телеге обнаруживают чужие ценности и показавшийся коррехидору знакомым ларец. Офицеры задерживают переодетого кабальеро, и один из служителей закона отвешивает Андресу крепкую затрещину. Не выдерживая оскорбления, кабальеро выхватывает у офицера шпагу и в завязавшейся потасовке смертельно ранит обидчика. Коррехидор распоряжается немедленно арестовать молодого человека. Вступившаяся за возлюбленного Пахита тоже оказывается в руках правосудия.
Тюремный застенок
В тюрьме Пахита и Андрес прощаются друг с другом. Тюремщики заковывают Андреса в кандалы. А Пахиту со старухой коррехидор распоряжается доставить в свой дом.
Дом коррехидора
Коррехидор показывает найденный у цыган ларец супруге, донье Гьомар. Она замечает, что хранящийся в ней медальон как две капли воды похож на тот, что запечатлен на портрете её давно потерянной малютки дочери. Старая цыганка вспоминает, что именно из этого дома много лет назад похитила маленькую девочку. Сомнения рассеяны: Пахита – дочь коррехидора и доньи Гьомар. Девушка умоляет помиловать Андреса.
Действие III
Тюремный застенок
Коррехидор просит Андреса доказать свое знатное происхождение. Кабальеро отвечает благородным танцем, не понимая, каким образом его тайна была раскрыта. Коррехидор рассказывает о счастливом обретении дочери. Священник благословляет молодых.
Дом коррехидора
Среди гостей, прибывающих на торжество по случаю свадьбы Пахиты и Андреса, отец жениха Франсиско де Каркамо, офицеры, цыганки – подруги невесты. Дом коррехидора наполняется гостями, которые поздравляют молодожёнов.
Автор либретто и хореограф-постановщик –
лауреат межд.конк. Юрий Смекалов
Премьера состоялась на сцене театра 28 ноября 2025 года