Севильский цирюльник
Севильский цирюльник
Продолжительность:

2 часа 30 минут

Возраст зрителей:

6+

Музыка:

Джоаккино Россини

  • Описание
  • Краткое содержание
  • Действующие лица
  • СМИ о спектакле
Описание

опера в 2-х действиях

«Севильский цирюльник» — одна из самых известных опер знаменитого итальянского композитора Джоаккино Россини, созданная им по мотивам комедии П. Бомарше «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность».
Произведение было написано в рекордные тринадцать дней. Первый показ спектакля оказался провальным, но впоследствии оперу ждала всемирная слава и успех. Партитура «Севильского цирюльника» стала поистине революционной для своего времени: гениальная музыка открыла новые пути в истории жанра, в ней сочетаются дерзкая буффонада, лирика, драматизм, искрящееся веселье и сатира. На место масок старой оперы пришли живые люди.

Воронежский театр оперы и балета трижды обращался к данному шедевру мировой оперной сцены. Первая постановка была осуществлена в 1961 году. Это была вторая опера, поставленная на сцене только что открывшегося Музыкального театра. Дирижёром-постановщиком спектакля выступил М. Носырев, режиссёром — А. Макаровский.
Новые сценические версии постановки были представлены также в 1983 и 1995 годах.

В 2025 году Воронежский театр оперы и балета вновь обратился к «Севильскому цирюльнику», представив капитальное возобновление спектакля. Как и в 1995 году, на постановку был приглашён заслуженный деятель искусств РФ Александр Зыков. Работу над партитурой оперы осуществили маэстро Воронежского театра оперы и балета Тимур Абсалутинов и дирижёр МАМТа им.К.Станиславского и Вл.Немировича-Данченко Ариф Дадашев

Содержание

Испанский вельможа граф Альмавива, встретившись в Мадриде с красавицей Розиной, влюбился в неё. Но в Розину влюблён также её опекун – доктор Бартоло, который хочет жениться на своей юной воспитаннице и потому очень опасается молодых соперников.
Чтобы оградить Розину от ухаживаний графа, Бартоло увозит девушку из Мадрида в Севилью. Узнав об этом, Альмавива следует за ними инкогнито.

Действие первое

Картина первая
Севилья. Мечтая увидеть Розину и поразить её красивой серенадой, граф обращается за помощью к импресарио Севильи Фиорелло, который за хорошую плату нанимает аниматоров и симфонический оркестр. В ожидании долгожданного свидания граф поёт под окном Розины восторженную серенаду, умоляя её показаться хоть на мгновенье. Но девушка, охраняемая слугами Бартоло, не может появиться перед Альмавивой. Альмавива расстроен и огорчён несостоявшимся свиданием.
Появляется Фигаро – весёлый и ловкий цирюльник Севильи. Не желая встречаться с кем-либо, граф прячется, но, узнав Фигаро, своего бывшего брадобрея, выходит из укрытия. Он рассказывает о своей любви к Розине. Фигаро сообщает, что вхож в дом Бартоло и берётся помочь графу встретиться с любимой.
Доктор Бартоло уходит по делам и приказывает слугам никого не пускать в дом, кроме дона Базилио – учителя пения Розины; он решает сегодня же на ней жениться.
Альмавива в отчаянии, но Фигаро надеется что-нибудь придумать.
Обрадованный Альмавива обещает щедро вознаградить его.
Цирюльник предлагает графу спеть Розине канцонетту, в которой назваться вымышленным именем – «Линдор». Затем Фигаро советует графу переодеться солдатом и явиться в дом Бартоло на постой, а для усыпления бдительности опекуна притвориться пьяным. Альмавива одобряет этот план и щедро награждает Фигаро.

Картина вторая
Розина пишет письмо Линдору, которое надеется передать через цирюльника, но приход доктора Бартоло мешает ей договориться с Фигаро.
Появляется дон Базилио, который сообщает доктору, что его соперник граф Альмавива приехал в Севилью. Бартоло в ужасе. Базилио утешает его, уверяя, что графа можно уничтожить клеветой.
Разговор подслушивает Фигаро, он рассказывает Розине о пылкой любви Линдора и уговаривает девушку написать возлюбленному письмо. Выясняется, что письмо уже готово. Забрав его, Фигаро уходит.
Домоуправительница Берта, влюблённая в Бартоло, желает во что бы то ни стало выйти замуж за доктора.
В дом Бартоло под видом пьяного солдата вваливается Альмавива и показывает Бартоло билет для постоя. Шумом и криком графу удается привлечь к ним Розину.
Тщетно Бартоло пытается выпроводить буяна: Альмавива продолжает шуметь, стараясь незаметно передать Розине любовную записку. Это замечает Бартоло, но Розина вместо записки показывает ему счёт от прачки. Бартоло возмущен, граф заступается за оскорблённую Розину. Назревает новая ссора.
Шум в доме Бартоло привлекает внимание горожан. В дом входит солдатский дозор. Доктор просит арестовать пьяного солдата, но тот показывает начальнику дозора документ, удостоверяющий его личность. Отряд почтительно салютует.
Доктор Бартоло цепенеет от изумления, а затем вновь требует, чтобы солдаты арестовали непрошенного гостя.

Действие второе

Картина третья
В дом Бартоло приходит граф, переодевшись учителем пения. Он выдает себя за дона Алонсо – ученика дона Базилио и говорит, что пришёл вместо заболевшего Базилио дать урок пения Розине. Чтобы завоевать доверие доктора, мнимый учитель рассказывает ему, что достал у любовницы графа записку Розины, которую можно показать самой Розине и настроить девушку против графа.
Бартоло восхищён этим предложением и зовёт Розину, которая узнаёт в доне Алонсо своего Линдора. Начинается урок пения.
Появляется Фигаро. Желая дать возможность влюблённым объясниться, цирюльник предлагает дону Бартоло немедленно побриться. Доктор боится оставить Фигаро с Розиной и даёт ему связку ключей, чтобы цирюльник сам принёс всё необходимое для бритья.
Фигаро похищает ключ от балконной двери и уходит выполнять поручение доктора. В соседней комнате раздается звон и грохот посуды – Фигаро отвлекает опекуна: Бартоло убегает на шум, влюблённые остаются наедине, и Альмавива просит Розину стать его женой. Неожиданно появляется дон Базилио. Граф подкупает его и якобы больного выпроваживает из дома Бартоло.
Фигаро начинает брить доктора, а в это время Альмавива договаривается с Розиной, что похитит её этой ночью.

Картина четвертая
Ночь. Гроза. Бартоло узнаёт от Базилио, что мнимый дон Алонсо и был переодетый граф Альмавива. Доктор решает этой же ночью спешно жениться на своей воспитаннице и посылает Базилио за нотариусом. Сам Бартоло вызывает Розину и сообщает ей, что её Линдор только разыгрывает влюблённого, а на самом деле передаст её Альмавиве. Розина возмущена вероломством Линдора, даёт согласие выйти замуж за своего опекуна и рассказывает ему, что этой ночью Линдор и Фигаро должны её похитить. Перепуганный доктор бежит за стражей. Фигаро и Альмавива проникают в дом Бартоло по лестнице через балкон, но Розина не хочет бежать с ними – она упрекает Линдора в предательстве. Тут мнимый Линдор сообщает девушке, что он и есть граф Альмавива. Влюблённые счастливы.
Появляются дон Базилио и нотариус. Альмавива и Фигаро перехватывают нотариуса, а учителю музыки граф предлагает выбрать одно из двух: или драгоценный перстень, или пулю от пистолета.
Базилио берет перстень и становится вторым свидетелем при подписании брачного контракта графа с Розиной. Вбегает Бартоло с охраной и требует арестовать возлюбленного Розины. Граф открывает своё настоящее имя и сообщает, что Розина – его жена.
Бартоло понимает, что его одурачили, и что он сам помог графу и Розине провести бракосочетание в его доме, лично утащив лестницу, оставленную графом и Фигаро у балкона.
Любовь победила благодаря помощи хитроумного Фигаро – цирюльника из Севильи.

Лица
  • Граф Альмавива
  • Розина
  • Фигаро
  • Бартоло
  • Базилио
  • Берта
  • Фиорелло, офицер
СМИ
Постановщики:

Либретто Чезаре Стербини по комедии Пьера Бомарше «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность»

  • Дирижёры-постановщики – Тимур Абсалутинов, Ариф Дадашев
  • Режиссёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Александр Зыков
  • Художник-постановщик – Олег Пахомов (капительное возобновление — Сергей Алпаев)
  • Хормейстеры-постановщики — заслуженный деятель искусств ВО Ольга Щербань, Эмиль Гаджиев
  • Хореограф-постановщик — Луиза Литягина
  • Ассистент режиссёра-постановщика — Алексей Иванов